Не позавидуешь самкам веерокрылых насекомых. Пока самцы, мелкие сорванцы, свободно порхают несколько часов отведенной им жизни, самки всю свою жизнь проводят воткнутыми в брюшко более крупных насекомых – кузнечиков, жуков, ос. Вот и Stylops ovinae на правах эндопаразита понуро торчит из-под склерита земляной пчелы Andrena vaga – один лишь кончик головогруди виднеется. Хуже того, когда ее детишки вылупляются из яиц, свободно плавающих в гемолимфе, они сжирают маму заживо. Ах да, у нее нет ни крыльев, ни ног, ни антенн, ни ротового аппарата, ни гениталий.
Откуда же, спросите вы, берутся эти самые детишки-каннибалы, если у самки нет гениталий? И вот здесь вы должны еще больше пожалеть несчастную, потому что самцу ее гениталии вовсе не нужны: он просто протыкает ее тело своим жестоким острым пенисом и впрыскивает туда сперматозоиды! Процесс носит название «травматическое осеменение», и у эндопаразитических веерокрылых (подотряд Stylopidia) он отмечен впервые.
Живущие в Европе земляные пчелы иногда появляются весной несколько раньше обычного, и тогда они становятся жертвами Stylops ovinae. Но несмотря на то что пчелы с паразитами встречаются часто, энтомологи долгое время не могли выяснить, как стилопсы размножаются. Паразиты крошечные, а их репродуктивная система еще меньше: пенис самца, например, достигает размера всего 0,4 мм – таким особо не размахнешься.
Так что ученым оставалось лишь строить догадки. Одни, ссылаясь на мнимую редкость самцов, полагали, что самки прибегают к партеногенезу – «девственному размножению», когда яйцеклетки без всякого оплодотворения развиваются во взрослые особи. Другие считали, что копуляция все же происходит и самцы используют для пенетрации те же протоки, через которые потом выводятся наружу голодные личинки-триунгулины, охочие до материнского мясца.
И вот немецкие биологи под руководством Ганса Поля из Йенского университета имени Фридриха Шиллера решили приглядеться к процессу повнимательнее. Они принесли земляных пчел в лабораторию, просканировали паразитов электронным микроскопом, провели ряд опытов, чтобы зафиксировать частоту и продолжительность спаривания. Результаты своего исследования они опубликовали в журнале Scientific Reports.
Как выяснилось, самец прикрепляется к пчеле-носителю и наносит свой сексуальный удар прямо в торчащую из-под ее склерита головогрудь самки. А куда же еще, спросите вы, если у самок виднеются одни лишь неприкрытые головогруди. А больше и некуда, ответим вам мы. Но ученые, помимо прочего, обнаружили на головогруди новый, как они пишут, парагенитальный орган – «головогрудную инвагинацию» (cephalothoracic invagination). Именно туда направляется похотливый коротыш самца.
Чтобы доставить сперматозоиды в брюшко самочки, требуется всего несколько секунд. Однако энтомологи заметили, что самец продолжает висеть на пчеле от 8 до 34 минут! Это значительно дольше, чем позволяют себе самцы других веерокрылых, чей секс в большинстве случаев длится от секунды до пяти минут. Долгая копуляция S. ovinae, по мнению ученых, позволяет снизить конкуренцию с другими самцами: пока соперники порхают вокруг, ты просто закрываешь собой заветную инвагинацию, а тем временем яйцеклеточки оплодотворяются твоими сперматозоидами, ничьими больше.
Сама же инвагинация могла возникнуть у самок как ответ на садистские наклонности самцов. Не нравится, когда в твою головогрудь без разбору тыкают пенисом? Предоставь специальный кармашек, выстланный утолщенной кутикулой! Так, например, поступили самки постельных клопов, имеющие на брюшке так называемый орган Берлезе (там к тому же сперма может долго храниться), – тем самым снизили травматичность сексуального контакта. Самки S. ovinae тоже пошли по этому пути.
Вообще, клопы группы Cimicomorpha – самые известные адепты травматического осеменения, в разных их линиях парагениталии у самок развивались независимо несколько раз. Веерокрылые являются второй по распространенности группой насекомых с подобным типом спаривания, только раньше его наблюдали лишь у видов со свободноживущими самками (семейство Mengenillidae). Из насекомых травматическое осеменение встречается еще у дрозофил, из других членистоногих – у пауков с говорящим названием Harpactea sadistica. Да уж, вкусы у этих ребят очень специфичны, но постараемся все же их понять.
Текст: Виктор Ковылин / The Batrachospermum Magazine
Научная статья: Scientific Reports (Peinert et al., 2016)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Пожалуйста, не копируйте текст в соцсети целиком. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Паучихи прельщают прыгунчиков белоснежными носочками
Не любите спойлеры? Да вы глубокомысленный человек!
Пещерные рыбки против сероводорода, индейцев и гигантского клопа-убийцы
Ребят, вы классные. Походил по сайту, почитал.
Проблема в том, что я нашел вас совершенно случайно. Решите это как-нибудь. А то в этих интернетах уже отчаиваешься найти интересных и думающих авторов, а вы еще и прячетесь.
Успехов. Добавил в закладки.