Культурная революция галапагосских кашалотов

С 1985 года команда биологов под руководством Хэла Уайтхеда, ныне профессора Университета Далхаузи (Канада), исследовала кашалотов, обитающих в районе Галапагосских островов, где они тысячами тусовались и общались на свой лад. Записи их вокализаций, полученные с помощью подводных микрофонов, свидетельствовали о существовании на данной территории двух родственных кланов, чьи позывные различались кодой (финальной частью): если клан «Регуляр» (Regular) использовал череду равномерно расставленных щелчков, то кашалоты клана «Плюс-Один» (Plus-One) перед последним щелчком ставили небольшую паузу.

В 90-х годах по какой-то причине галапагосские кашалоты начали исчезать, а к 2000-му они ушли окончательно, и Уайтхед с коллегами перестали каждый год туда ездить на экспедиции. Но в 2011 году они получили весточку с архипелага: кашалоты там снова появились. Так что в 2013 году ученые вернулись туда, чтобы их послушать.

За два года работы им удалось насчитать 4468 особей, но ни одна из них не принадлежала ни к клану «Регуляр», ни к «Плюс-Один». Сходств с кашалотами из 80–90-х не было выявлено ни по фотографиям, ни по вокализациям. Это были совершенно новые киты, из кланов «Краткий» (Short), чей позывной представляет собой краткую череду щелчков, и «Четыре-Плюс» (Four-Plus), где используются позывные на основе четверки размеренных щелчков. Представителей этих кланов можно было раньше встретить в других частях Тихого океана, однако в районе Галапагосских островов они появлялись редко либо не заходили туда вовсе.

Похоже на то, что в течение 30 лет здесь произошла «культурная революция»: кашалоты, говорящие на одних диалектах, были полностью сменены кашалотами, говорящими на других диалектах. До сих пор подобные культурные замещения в определенных регионах были известны только у людей.

Под «культурой» понимается не только характерный диалект – кланы различаются также особенностями поведения. Представители разных кланов по-разному следят за детенышами, добывают пропитание, выбирают разные маршруты для передвижения и так далее. Диалект не столько определяет культуру, сколько служит ее маркером. Само клановое устройство кашалотовых сообществ поддерживается за счет передачи культуры и диалектов в процессе обучения, а генетические различия и процессы для клановости не столь важны. Причем эта передача происходит эффективнее между особями, уже имеющими схожее поведение, – кашалоты, как и люди, предпочитают общаться с похожими на себя индивидами, говорящими на одном с ними языке. Это объясняет, почему два клана могут существовать на одной территории и не ассимилироваться.

spermwhale-galapagos
Кашалотихи и детеныши неподалеку от галапагосского острова Пинта (Эквадор). Фото: Flip Nicklen.

Принадлежность к определенному клану и культуре имеет крайне важное значение для кашалотов, утверждают ученые. «Похоже, что кланы оказывают значительное влияние на жизнь этих китов, – говорит зоолог Шейн Геро из Орхусского университета (Дания), один из соавторов исследования. – Кашалоты со всей серьезностью воспринимают эти культурные группы – они определяют их передвижения и социальные связи, а это критически важно для них». Культурные различия накладывают ограничения на социальные взаимодействия: так, семьи из разных кланов никогда не объединяются друг с другом – по крайней мере таких примеров ученые не знают. Кланы могут совершать совместные миграции, но при этом не смешиваться. Удивительно.

Кашалотов из кланов «Регуляр» и «Плюс-Один» ныне можно услышать у северного побережья Чили и в Калифорнийском заливе. Что заставило их покинуть Галапагосские острова – неизвестно. По одной из гипотез, Эль-Ниньо в 80–90-е вызвало некие экологические потрясения в районе архипелага, что привело к сокращению численности кальмаров, которых кашалоты обожают поедать. Быть может, они прознали о пищевом изобилии у западных берегов Южной Америки, возникшем после уничтожения тамошних кашалотов китобоями в 1951–1981 годах, и решили воспользоваться возможностью.

Так или иначе, мигрировав в новые морские пастбища, кашалоты сохранили свою культуру, включая диалекты и пищевые привычки. Они предпочли не адаптировать ее к изменившимся условиям обитания, а унести с собой в неизменном виде. «Культура, по всей видимости, является важной частью их идентичности, – объясняет Шейн Геро. – От нее не так просто отказаться. Несмотря на эти широкомасштабные перемещения, они ее сохранили. Потому что это часть их самих».


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: National Geographic, Motherboard
Научная статья: Royal Society Open Science (Cantor et al., 2016)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вы хотите поделиться информацией, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. Пожалуйста, не копируйте текст в соцсети целиком, мы хотим, чтобы наши статьи читали на нашем сайте, попутно замечая и другие наши статьи. С уважением, Батрахоспермум.

2012-srilanka-whale073

Вас также могут заинтересовать статьи:
Блювалы-пигмеи по непонятным причинам прибавили басы
Янтарь поведал о миграциях древних онихофор
Диковинные водоросли строят из себя огромные рифы

Комментарии:

Обсуждение закрыто.