Ученым давно известно, что социальный статус раков влияет на их поведение. А еще они довольно выразительно пьянеют: сначала встают на полностью выпрямленных ногах, агрессивно нависая над дерзким ландшафтом, затем отбрыкиваются от субстрата с помощью хвоста и, совершив неуклюжее сальто, заваливаются на спину, не в состоянии больше подняться. Специалисты из Мэрилендского университета в Колледж-Парке (США) решили изучить, как поведение раков, принявших на головогрудь, зависит от предшествующего социального опыта.
Они положили молодых флоридских раков (Procambarus clarkii) в ванночки с этанолом в разных концентрациях и стали наблюдать. Перед этим одни раки в течение недели наслаждались обществом таких же, как они, в большом аквариуме на сотню персон, другие же все это время находились в изоляции от остальных. Так вот социализированные раки в ванночке с этанолом в самой высокой концентрации начинали отбрыкиваться в стельку уже через 20 минут, в то время как одиночки – примерно через полчаса.
В другом эксперименте ракам вставили крошечные электроды в нейроны, отвечающие за брыкание хвостом, и выяснили, что интенсивность электрического сигнала, необходимого для инициации движения, была у пьяненьких особей ниже нормы и снижалась быстрее у тех, что содержались в группе. «Это ясно демонстрирует нам то, что различия в их реакции на алкоголь социально обусловлены», – говорит нейробиолог Йенс Херберхольц, руководитель исследования.
Возможно, социальное окружение как-то влияет на рецепторы нейронов, взаимодействующие с нейромедиаторами вроде серотонина, что в свою очередь меняет реакцию нервов на алкоголь, предполагают авторы исследования. Вот только какие именно рецепторы затрагиваются, какие изменения происходят на клеточном и молекулярном уровне, еще предстоит выяснить.
Похожим образом дело может обстоять и у людей, спекулирует Херберхольц. Одиночество делает человека менее восприимчивым к алкоголю, что приводит к его повышенному употреблению для достижения нужного уровня опьянения, говорит он. В более ранних исследованиях показано, что низкоранговые крысы и обезьяны пьют значительно больше доминантных особей, а в изоляции – больше, чем при содержании в группах. Однако понимание конкретного механизма, лежащего в основе всего этого, пока что весьма ограничено, и говорить о влиянии социального опыта на мозг нетрезвых млекопитающих рановато. Тем не менее ученый надеется, что однажды бухие раки подскажут людям, как меньше страдать от последствий алкогольного возлияния, а лучше и вовсе их предотвратить.
Текст: Виктор Ковылин. По материалам: New Scientist, JEB
Научная статья: Journal of Experimental Biology (Swierzbinski et al., 2017)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Юные крабоиды катаются на морских хрюшках
Нейроны одиночества и их эволюционное значение
Уникальный лишайник-галлюциноген из Эквадора
Комментарии: