Когда в кембрии внезапно взорвалось биоразнообразие, новые животные формы тут же ринулись занимать всевозможные экологические ниши и вступать друг с другом в сложные отношения. Уже в раннем и среднем кембрии существовал ряд симбиозов, и особенно преуспели в этом деле хитрюшки брахиоподы. Так, в канадских сланцах Берджес обнаружены ассоциации брахиоподов с губками, стрекающими, моллюском виваксией; в китайских Мяотяньшаньских сланцах найдены брахиоподы с брахиоподами. Новая находка из Китая пополняет список еще одним типом ассоциаций: черви с червями!
Черви – понятие растяжимое. Это не таксономический термин, а жизненная форма. Под червями понимаются вытянутые мягкотелые создания, частенько с жесткими прибамбасами. Сохраниться в ископаемом состоянии им довольно непросто – раковин, как у брахиоподов и моллюсков, у них нет. Тем не менее в лагерштеттах их находят, в том числе в Мяотяньшаньских сланцах, что в провинции Юньнань (Китай). Именно там обнаружены головохоботные палеосколециды Cricocosmia jinningensis и Mafangscolex sinensi – червеобразные звезды ченцзянской биоты (около 515 млн лет). А на них – червячки поменьше, представители новоописанного вида Inquicus fellatus.
Крококосмии и мафангсколексы жили в морях и особо не тужили. Закапывались в грунт на мелководье и в свободное время пускали оттуда пузыри. Они достигали нескольких сантиметров в длину, были покрыты кольчатой кутикулой и обладали внушающим уважение набалдашником с грозными шипами, из которого выворачивался похожий на початок хоботок, усеянный глоточными зубами. Три десятка лет известны науке эти червяки, но в компании мелких «прилипал» их представители найдены впервые.
Родовое имя их сожителей Inquicus происходит от двух латинских слов: inquilinus – «жилец» и priscus – «древний». Видовое – fellatus – означает «с присоской». Присоска расположена на заднем конце тела I. fellatus – именно попкой своей прилипал червячок к понравившейся палеосколециде. Инквитус составлял в длину свыше трех миллиметров и в целом был похож на маленькую кеглю.
На что он рассчитывал, крепясь к жесткой кутикуле хозяина, не совсем ясно. Авторы описания считают, что инквитус, скорее всего, не был паразитом. Непохоже, что его прикрепительный диск прободал хозяйскую кутикулу, отмечают исследователи. Да и рот его находился на другом конце, а тело было слишком тугим, чтобы нагибаться к хозяину и кормиться с него.
Возможно, инквитусы просто любили покататься на червях и между делом поклевать из воды какую-нибудь вкусную мелюзгу. Хозяевам от этого ни холодно ни жарко, а им – хорошо. Это комменсализм, детка. Впрочем, можно предположить, что перебор пассажиров мог как-то мешать палеосколецидам двигаться или причинял им другой дискомфорт. На одной крикокосмии ученые обнаружили аж 15 инквитусов! А ну-ка, передаем за проезд.
Что касается таксономического положения I. fellatus, то авторы затрудняются сблизить его с какими-либо известными типами червей. От плоских он отличается сквозным кишечником, от кольчатых – отсутствием какой-либо сегментации, от брюхоресничных – отсутствием ресничек на брюхе. И коловращательного аппарата, как у коловраток, у инквитуса тоже нет. Вполне возможно, что это один из мелких осколков животного царства, раскиданных кембрийским взрывом, червячок особого типа, зашедшего вскоре в тупичок. Маленькая кегля, сметенная могучим шаром эволюции.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Nature Ecology & Evolution (Cong et al., 2017)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Кембрийская онихофора показала странную мускулатуру
У американских трилобитов были маленькие яйца
Зеленые черви объединяются в черводоросль и водят хороводы
Комментарии: