Трепещи, пещерный человек! На твои пещеры готовы претендовать южноафриканские медвежьи павианы и мадагаскарские кошачьи лемуры. Вот уже продолжительное время они отправляются на ночевки в пещеры, укрываясь там от хищников, и это первые свидетельства регулярного использования пещер приматами, отличными от человека.
Для медвежьих павианов, или чакм (Papio ursinus), из природного заповедника Де-Хооп в ЮАР все началось со смены вожака. После того как одна из групп потеряла лидера в результате эпидемии, с соседней территории пришли остатки другой группы, также от нее пострадавшей. Среди них был харизматичный альфа-самец, который взял бразды правления в свои лапы и увел объединенную стаю в район пещеры Дронквлей. Там чакмы вдруг стали пропадать из поля зрения приматологов по ночам. Оказалось, что новому вожаку пришла в голову революционная идея – спускаться на ночевки в пещеру! С наступлением сумерек обезьяны вслед за лидером залазят в метровое отверстие на глубину 5 м, затем проходят 40 м по коридору и доходят до карстовой камеры диаметром 30 м, где спят, грумингуют друг друга и совокупляются.
Нельзя сказать, что страха они не испытывают: одна недавно пришедшая в стаю особь две недели отказывалась спускаться в пещеру вместе со всеми. Остальные тоже, как правило, дрейфят и лезут в дыру лишь после того, как на это отважится взрослый самец. И если у пещерных людей были в распоряжении факелы, а у современных постиндустриальных – фонари, то павианы пробираются по коридору в кромешной темноте, ориентируясь исключительно на позывные хрюканья друг друга.
Помимо темноты в пещере обезьян поджидают и настоящие опасности животного характера. Так, в шахте имеется пчелиное гнездо, мимо которого приходится карабкаться как можно скорее. А однажды туда свалилась капская кобра – и поселилась в пещере, приноровившись лакомиться падающими с потолка юными летучими мышами. Двух самок павианов она также укусила насмерть, третьей пустила в глаза яд, но та выжила. Еще в одну пещеру неподалеку, которую использовала другая стая чакм, стал наведываться леопард, а позже и вовсе там поселился – павианам пришлось ее оставить.
Но выгоды от пещеры Дронквлей, по всей видимости, превышают риски. Из-за трудного доступа хищники туда не лезут, а кроме того, внутри поддерживается стабильная температура при отсутствии ветра: холодными зимними ночами там можно согреться, а в летние приступы жары – охладиться.
На видео ниже: павианы анубисы (Papio anubis) в Эфиопии тоже коротают ночи в пещерах в компании летучих мышей.
Тем временем в национальном парке Циманампесоце на юго-западе Мадагаскара другая группа ученых стала регистрировать волшебное появление кошачьих лемуров (Lemur catta) невесть откуда по утрам. Поняв, что спускаются они не с деревьев, приматологи сосредоточили свое внимание на выходах известняковой породы близ колючих зарослей на границе плато Махафали. Однажды на рассвете они услышали доносящиеся сверху шорохи, как будто кто-то копошился и ерзал на стене. Когда солнце озарило скалу, ученые увидели на ней многочисленные мелкие пещерки, из которых стали вылезать лемуры!
Выступы известнякового утеса представляют собой удобные спальные площадки для мелких приматов, до которых весьма сложно добраться их главным врагам – фоссам, хищным млекопитающим из семейства мадагаскарских виверр. Сами же лемуры, как цепкие кошки, карабкаются на ночь вверх по скале, а по утрам спускаются на землю, чтобы быстро перебежать на деревья. Это транзитное время – самое опасное для них за все сутки. Но рискуют так они каждый день в течение длительного времени, полагают исследователи. По крайней мере за все время наблюдений, проводившихся в течение 11 месяцев с 2006 по 2013 год, лемуры не отступали от традиции, которая может уходить вглубь на тысячи, а может, и на миллионы лет.
Кроме спасения от фосс, пещерные ночевки, как и в случае медвежьих павианов, могут оказывать благотворный терморегуляторный эффект на тела лемуров. Не исключено, что подтолкнуть на это поведение их могло сведение мадагаскарских лесов беспринципным человеком. Например, известны случаи, когда редчайшие белоголовые лангуры, живущие в уезде Фусуи в Китае, стали ночевать в пещерах, после того как их лесные местообитания пострадали от деятельности человека. Правда, в отличие от медвежьих павианов и кошачьих лемуров они перемещались из пещеры в пещеру, не используя их как постоянные места для ночлега.
Подобное поведение, по мнению ученых, свидетельствует об удивительной этологической гибкости приматов, которая наверняка была свойственна и нашим предкам. Быть может, недавно открытые Homo naledi из пещеры «Восходящая Звезда» в ЮАР тоже использовали ее для ночевок? Светильного огня для такого предприятия у них не было, пробираться приходилось в темноте – но чем же они хуже павианов? Авторы находки утверждают, что пещера послужила местом преднамеренного захоронения для этих существ. В любом случае очевидно, что она была удобным местом для сна – еженощного либо вечного.
Текст: Виктор Ковылин. По материалам: New Scientist, Live Science
Научные статьи: Journal of Human Evolution (Barrett et al., 2004), Madagascar Conservation and Development (Sauther et al., 2013)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Лемуры в манграх
О жизни и радостях Homo heidelbergensis
Любопытство орангутанов и истоки человечности
Комментарии: