В этом жестоком мире всегда есть кому тебя обидеть. Вот почему с незапамятных времен животные носят при себе оружие. Подразнил быка тряпкой – насажен будешь на рога. Нарвался на нарвала – получи, братишка, бивнем в зад. Пристаешь к марабу – тюк тебя клювом по башке. Бесишь кошку своим существованием – найдет чем тебя укусить. Даже у некоторых ящериц есть выросты на морде – не факт, что ими они дерутся, но тебя не пырнуть – себя не уважать. У ископаемых созданий тоже были всяческие грозные выросты – от пермских терапсид Estemmenosuchus до олигоценовых рогатых грызунов Ceratogaulus, не говоря уже о цератопсах мелового периода.
Что и говорить, телесное оружие популярно во все времена – им можно защищаться не только от хищных агрессоров, но и от конкурентов своего вида, если они покушаются на твою еду, нору или жену. Вот только чаще всего оно вырастает в передней части животного, в частности на голове или на лапах (копытами, впрочем, можно лягаться и задними). Но недавно палеобиологи Виктория Арбор из Торонтского университета (Канада) и Линдси Занно из Университета штата Северная Каролина (США) вдруг озаботились проблемой боевых хвостов. Да, хвост тоже может служить оружием амниотам (рептилиям, птицам, млекопитающим) – как ископаемым, так и современным. Правда, такое редко встречается в природе.
Самый известный пример из ископаемой летописи – анкилозавриды, панцирные динозавры, у которых кончик хвоста расширен за счет остеодерм (вторичных окостенений в коже) – получается этакая булава, которой можно отмахиваться от бандитов. Глиптодонты, древние родственники броненосцев, тоже обладали хвостовыми булавами, но устроены они были по-другому – в виде жесткой трубки из остеодерм, охватывавшей хвостовые позвонки. Стегозавры и кентрозавры на конце хвоста носили костные шипы, а у некоторых зауроподов последние несколько хвостовых позвонков разрастались сами по себе и вместе с длинным хвостом формировали нечто вроде средневекового кистеня. Наконец, у странных ископаемых черепах мейоланий кончик хвоста был заключен в трубку из остеодерм, как у глиптодонтов, но на самой трубке еще и заострения вырастали.
Почти во всех этих древних случаях хвостовое оружие создавалось за счет кожных окостенений, то есть остеодерм, окружающих позвонки, но не самих позвонков (за исключением зауроподов). А вот на головах оружие обычно растет прямо из костей черепа (оленьи рога), зубов или новых центров оссификации (рога коров и антилоп).
Из современных рептилий только у гигантского поясохвоста на хвосте растут костяные шипы, да и те не настолько окостеневшие, как у ископаемых хвостобойцев, отмечают исследователи. У комодского варана встречаются в хвосте небольшие остеодермы, но они совершенно не шипастые. У шипохвоста шипы есть, но на кератиновой основе, как и у некоторых дикобразов с панголинами, которые не рептилии, а звери. У агам и игуан и вовсе нет никаких кератиновых или костных вооружений на хвостах. Но все перечисленные выше животные, а также зубастые аллигаторы и безоружные трубкозубы используют хвосты для защиты от хищников, а агамы обыкновенные – еще и для драк с сородичами за самок.
В целом размахивание и битье хвостом – в наше время редкое поведение или по крайней мере не то, о котором люди спешат рассказывать, даже если заметят. Анализ корреляций боевых хвостов с другими чертами морфологии амниот показал, что это поведение чаще присутствует у средне- и крупноразмерных травоядных животных, обладающих защитными структурами на теле (панцирь, иглы, остеодермы). Особенности же самих хвостов, похоже, имеют мало значения для эволюции данного поведения – оно может появиться у животных с хвостами совершенно разного облика, лишь бы был достаточно длинным.
Для ряда видов битье хвостом является крайней стратегией, последней надеждой, когда ни маскировка, ни бдительность, ни быстроногость не помогают избежать встречи с агрессором. При смертельной угрозе хвостом даже можно пожертвовать. Так что эволюционное давление отбора не столь сильно в отношении этого поведения по сравнению с другими спасательными стратегиями, что может объяснить, почему оно достаточно редко встречается в природе.
Ископаемых обладателей боевых хвостов также подвергли корреляционному анализу. Одним из наиболее интересных результатов стала связь расширенного окончания хвоста (как у анкилозавров, глиптодонтов и зауроподов) с его относительной жесткостью. Это означает, что «булава» с большей вероятностью развивается тогда, когда уже имеется «рукоять», объясняет Виктория Арбор в своем палеоблоге. И действительно, палеонтологическая летопись подтверждает, что в эволюции анкилозавров сперва возникла «рукоять», а затем уже «булава»: у раннемеловых китайских гобизавров (Gobisaurus domoculus) остеодермы уже сформировали на конце хвоста подобие дубины, но никаких следов набалдашника при этом не было.
В целом костяное оружие на хвостах больше было свойственно крупным травоядным животным с уже неплохо защищенным, а главное, тугим туловищем – чтобы эффективно размахивать хвостовой дубиной, необходимо иметь жесткий и крепкий корпус. Многие из черт этого комплекса роднят древних хвостобойцев с современными. Однако сегодня крупные бронированные животные почти не встречаются – может быть, поэтому и костяные дубины на хвостах мы не наблюдаем.
Впрочем, и в древние времена крупнокалиберные бронированные вегетарианцы не были особо распространенным морфотипом. Солидный размер тела уже сам по себе может заставить хищника с опаской посматривать на потенциальную добычу, пуская напрасные слюнки, а костяная броня – довольно дорогостоящее предприятие с физиологической точки зрения. Как видим, экономная эволюция со временем и вовсе решила от нее отказаться – по крайней мере что касается хвоста.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Proceedings of the Royal Society B (Arbour & Zanno, 2018)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Шейные битвы бронто- и апатозавров
Как черви фехтуют пенисами и делают селфинг
Экзомеры – раковое оружие средней дальности
Комментарии: