Когда видишь на земле собрание прелестных бабочек, поди, думаешь, что у них там конференция, где они обсуждают последние тенденции в нектародобыче или модные тренды в окраске, ну или просто миленько сюсюкают друг с дружкой по-бабочьи. Но нет, все намного проще и противнее: они лижут мертвечину, чавкают какашками и сосут мочу. Свою, твою, звериную. Так они восполняют нехватку в организме нужных элементов вроде натрия, которого в цветочном нектаре как у быка молока.
Может быть, у бабочек есть некие предпочтения в плане мочепития? Этот вопрос решил исследовать биолог Майкл Бодрый из Университета Северной Джорджии (США). Для эксперимента он раздобыл мочу животных трех видов, представляющих разные способы питания, – травоядной коровы, плотоядной пумы и всеядного человека. Коровью урину он надоил у одной телки с местной фермы, пумью закупил в мочевом магазине Pee Mart, ну а за человечьей далеко ходить не пришлось – надудонил немного своей. Чтобы моча не стала средой для обильного размножения бактерий, которые привнесли бы в нее лишние запахи, Майкл влил в каждый образец капельку бензоата натрия, а чтобы снизить испарение, разбавил образцы глицерином. По 10 мл итоговой жидкости он налил в три чашки Петри и поместил их в три ловушки, которые повесил с метровым интервалом на высоте трех метров над тропинкой у опушки леса. Еще по 10 мл залил в лотки с песком и стал наблюдать, кто к ним слетится.
Первые бабочки прилетели к лоткам уже через несколько минут – видать, почуяли запах урины. И «фаворит» определился вполне однозначно – это был лоток с мочой пумы: 88 бабочек его посетили за шесть июньских и июльских дней 2015 года (в сумме 11,5 часа наблюдений), нередко сидели в нем группами до 10 особей. А вот лоток с мочой коровы выбрали всего 3 бабочки. Лоток с капелькой Майкла тоже не снискал особой популярности – туда прилетели только 6 бабочек, – но ученый не сильно расстроился. Ловушки оказались менее показательными: за две недели попались лишь 20 особей – 9 клюнули на мочу пумы, 8 на урину человека, 3 на выжимку коровы.
В целом очевидно, что хищная пума «выиграла». Но почему? Концентрация натрия в моче всех троих примерно одинакова. Непонятно, чем пумья моча так привлекает бабочек. Как они ее находят, тоже неясно. По запаху? Но натрий не слишком-то летуч, чтобы взвиться в воздух и поманить собой насекомых. Скорее дело в каком-то ином компоненте мочи, но Майкл Бодрый не особо бодро исследовал химические профили использованных урин. А стоило бы. Может, это специфический запах, свойственный конкретно пумам или же кошкам в целом? Неплохо было бы поэкспериментировать с мочой разных хищников для ответа на этот вопрос. Пока что даже вывод об особой привлекательности «плотоядной» мочи не очень правомочен.
Хотя надо отдать хищникам должное – в мясе содержится значительное количество солей, так что натрий у них должен сочиться отовсюду. В тропических экосистемах, где нередко имеет место дефицит минеральных веществ, бабочки регулярно садятся на крокодилов и черепах, чтобы полакать их пот и слезки. Морда рептилии, украшенная россыпью бабочек, – один из самых симпатичных симбиозов в живой природе. Насекомые радуются бесплатному пиршеству, а крокодилы с черепахами… сложно сказать, есть ли для них в этом какая-то выгода. Разве что слезы чище становятся, а вместе с ними очищается и совесть хищного мясоеда.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Journal of the Lepidopterists’ Society (Bodri, 2018)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вы хотите поделиться с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Ольфакторный «зеркальный» тест: собаки узнают себя в моче
Из утробы плода выходят взрослые эпицефалы
Крокодилы против акул
Комментарии: