Кальмары-кавалеры учитывают цветастые пожелания дам в сексе

У кальмаров, конечно, не самая интересная половая жизнь среди головоногих моллюсков. У них нет отрывного и самоплавающего гектокотиля (полового щупальца), как у аргонавтов, и они не проводят по нескольку часов в сексуальной греко-римской борьбе, как некоторые осьминоги. Обычно кальмары просто быстро обмениваются цветовыми сигналами, затем самец засовывает гектокотиль под мантию самки, доставляя туда сперматофор (упаковочку сперматозоидов), и уже через пару секунд партнеры удовлетворенно расходятся. Скукотища. Но это только на первый взгляд. На самом деле даже во время такой краткосрочной связи самцы некоторых кальмаров успевают проявить похвальную чуткость и при необходимости поменять позу. Не всякая кобелина на это способна, даже среди людей.

Парочка кальмаров Sepioteuthis lessoniana на песчаном пляже на дне Тихого океана в районе Гавайских островов. Фото: Robert Harding.

Ученые любят подсматривать за сношениями кальмаров Sepioteuthis, которые благодаря обширному овальному плавнику по краям мантии похожи на каракатиц, за что их называют каракатицевидными или овальными кальмарами. Самцы вида S. lessoniana спариваются обычно в одной из трех позиций. Самая любимая – параллельная: самец ориентирован в том же направлении, что и самка, он находится под ней, и гектокотиль в таком положении очень удобно сунуть глубоко под ее мантию и поместить сперматофор прямо у входа в яйцевод, поближе к яйцеклеткам. Или же самец может перешмыгнуть на другую сторону самки, перевернуться и попробовать присунуть сперматофор уже оттуда, но тогда он окажется в лучшем случае возле самкиного рта. Про третью позицию – «голова к голове» – известно меньше, ее практикуют реже всего.

Параллельная позиция наиболее предпочтительна – прикрепить сперматофор удается в 95% таких спариваний, в то время как в перевернутой позиции удача улыбается менее чем в половине случаев. Однако сойтись параллельно дано не всем – обычно такой секс происходит между кальмарами, состоящими в паре. Мелкие одинокие самцы чаще спариваются в перевернутой позе, особенно после драки с крупными. Возможно, они просто здраво оценивают свои шансы подступиться к самке параллельно – никто не хочет вступать в отношения с лузерами, так что приходится заходить с другой стороны. Но даже так самка чаще всего спешит уплыть от неугодного кавалера, чем и объясняется низкая успешность перевернутой позиции.

Кальмары Sepioteuthis australis тоже знают три позиции. Фото: Julian Finn.

Как правило, мнение самок по этому вопросу исследователей обычно не интересует. Но недавно биологи из Национального университета Цинхуа на Тайване (Китай) решили им поинтересоваться и стали наблюдать за двумя самцами и двумя самками S. lessoniana в аквариумах под прицелом камер GoPro.

Один из самцов был особенно любострастен в отношении одной из самок и подкатывал к ней целых 116 раз за пять дней наблюдений, причем 34 попытки спаривания осуществил в первый час знакомства. Чаще всего – 76 раз – он пытался подойти к ней в параллельной позиции, но всякий раз безуспешно. Видеосъемка показала, что самка своим телом демонстрировала «отчетливый высококонтрастный паттерн», который ученые интерпретировали как сигнал отказа. После нескольких попыток параллельного спаривания, в которых ему было отказано, кальмар пробовал заходить с другой стороны – если самку и эта идея не устраивала, то она попросту уплывала. Такое поведение убедило авторов в том, что самцы могут менять тактику в зависимости от полученных от самки сигналов.

Видео ниже не из этого исследования, но на нем хорошо видны описываемые действия. На 20-й секунде самец подбирается к самке снизу, ориентируясь параллельно ей, «брюшная» сторона обоих направлена ко дну. Он запускает похотливый гектокотиль ей под мантию, и в ту же секунду она вспыхивает темным узором, словно говорит: не надо так, мон шер. Тогда самец вытаскивает щупальце, заплывает выше самки, переворачивается – теперь в сторону дна смотрит его «спинка» – и снова пускает в ход свой гектокотиль. Так-то лучше, мон ами. Хотя по виду самочки сложно понять, понравилось ли ей, она вроде по-прежнему темновата.

«Представленное исследование впервые демонстрирует, что один и тот же самец способен менять тактику спаривания, переключаясь туда-обратно незамедлительно и неоднократно, – пишут биологи. – Предполагается, что самки кальмара сигнализируют о своем согласии на спаривание визуально и самцы меняют свой подход в соответствии с сигналами».

Что еще важно, такой учет интересов самки повышает шансы на оплодотворение: когда любвеобильный самец в исследовании переключался на перевернутую позицию, ему удавалось просунуть гектокотиль под мантию самки в 40% случаев – это значительно больше, чем нулевой успех при многочисленных параллельных подкатах. Отсюда урок: хочешь быть успешным партнером – прислушивайся к избраннице.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: The Biological Bulletin (Lin & Chiao, 2018)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Бар одиноких сердец для копепод
Как переоценивают и преуменьшают сексуальные намерения
Генетическая стратегия осьминогов и кальмаров не вписывается в животные стандарты

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение