У большинства злодеев, которых мы видим на экранах или в комиксах, есть ряд общих качеств. Прежде всего, они злые. Они коварные. Они часто аутсайдеры, чужаки или психи. Они мутные: вокруг них создается ореол таинственности, чтобы их мотивация и намерения не сразу были понятны – иначе мы можем проникнуться к ним сочувствием вместо интуитивной неприязни. У многих из них есть физические дефекты и даже уродства – естественное отвращение к подобным вещам может влиять на наши суждения о моральных качествах таких персонажей. И конечно, все они злодейски хохочут, злобно смеются, зловеще хихикают. Возможно, именно за этот смех мы в первую очередь и обожаем злодеев.
Смех по природе своей явление социальное, его зачатки можно наблюдать у некоторых млекопитающих, особенно у социальных приматов в контексте игрового поведения, которое смех, по видимости, и призван подчеркнуть, так как многие игры включают в себя элементы угрозы. В человеческом обществе смех функционирует как способ продемонстрировать окружающим хорошее настроение и удовольствие, при этом он может быть искренним (естественным) или показным (социальным). Второй тип развился из первого, они различаются по звуковому профилю и нюансам мимики, социальный смех не отражает эмоционального состояния человека и производится за счет контролируемой мышечной активности, естественный же смех непроизвольный и не требует усилий для своей реализации.
Злодеи смеются, когда планируют, публично анонсируют или непосредственно осуществляют свои подлые козни. От злодеяний они получают чистое удовольствие, потому их смех абсолютно искренний – и оттого особенно зловещий. Наверное, можно сказать, что злодейство для них – своего рода игра, в которой они сеют угрозу и чинят проблемы, а все остальные вынуждены преодолевать эти вызовы. Умер – проиграл. Но это же потрясающе весело! Именно так рассуждают злодеи, которые в большинстве своем являются натуральными психопатами и садистами, не способными к эмпатии и получающими удовольствие от чужих страданий.
Авторы художественных произведений, интуитивно понимая это, используют злорадный смех, чтобы вывести на чистую воду темную натуру своих отрицательных персонажей. Этот прием прекрасно работает всякий раз в силу того, что смех – очень заметный сигнал сам по себе: его хорошо видно за счет характерных телесных подергиваний, его хорошо слышно, у него четкий звуковой профиль – ритмичный, отрывистый, в форме стаккато. Естественный смех сложно симулировать. Это надежный сигнал: если кто-то заливается искренним смехом, то он явно испытывает позитивные эмоции. И если этот позитив вызван откровенно негативными деяниями или намерениями – перед нами несомненный злодей, которого необходимо остановить.
Действительно, люди обычно называют злодеями тех, кто демонстрирует удовольствие от гнусных проделок, а если персонаж не выказывает ясного отношения к своим проступкам, то это скорее признак обыкновенной аморальности, но не злодейства. Злобный садистский хохот в этом плане по-прежнему выполняет исконную сигнальную функцию смеха, но извращенный, недружелюбный контекст, в котором эта функция осуществляется, придает данному сигналу характерные нотки зловещести. Такой сигнал оставляет мало места для сомнений по поводу истинных мотивов персонажа. И публика окончательно убеждается в том, что персонаж – злодей, как только он злорадно рассмеется, потому что злорадно смеются, как правило, именно злодеи.
Помимо прочего, зловещий смех может подчеркнуть ненормальность злодея и его мотивации, если в нем будут различимы оттенки безумия. Злодеи часто смеются с сумасшедшей лютостью, которая предполагает наличие неких психических расстройств. Проблемы с психикой к тому же могут объяснить природу антисоциального поведения такого персонажа.
Все это находит широкое применение в индустрии детских развлечений, где имеются определенные коммуникативные ограничения. Взять, к примеру, ранние компьютерные игры, где восьмибитная графика не позволяет показать эмоции через мимику или жесты пиксельных персонажей. На помощь приходят звуки: злобный хохот – лучший способ обозначить злодея, а через него и конфликт, разрешение которого мотивирует игрока к прохождению игры, включая наказание «босса».
С похожими ограничениями могут сталкиваться и мультипликаторы, но здесь еще добавляется проблема детского восприятия морали. Дело в том, что детишки не способны оценить всю сложность моральных отношений между взрослыми людьми, как и постичь хитросплетения и нюансы злодейских мотивов. Поэтому для них создаются упрощенные и недвусмысленные с точки зрения морали персонажи, которые могут их по-настоящему заинтересовать. Злобный смех отлично раскрывает характер персонажа и помогает юным зрителям понять, что перед ними антагонист, заслуживающий порицания и наказания. Как четкий индикатор зла, такой смех намного чаще встречается в детских фильмах и мультфильмах, нежели во взрослых кинолентах.
В реальной жизни, конечно, хохочущих злодеев не так уж и много попадается, куда больше обычных моральных уродов, аморальных типов и психически нездоровых козлов. Злодей – это скорее архетип, вобравший в себя самые мрачные свойства человеческой природы, дьявол во плоти, не только вершащий злодеяния, но и способный «заразить» злом других. Корни данного архетипа, вероятно, уходят в доисторические времена, когда выживание людей зависело от вклада каждого члена племени, а халявщики и обманщики, задиры и воры, чужаки и дураки создавали определенные риски и потому вызывали неприятие, осуждались, изгонялись или даже уничтожались – в том числе чтобы другим неповадно было. Такая победа добра над злом помогала укрепиться альтруизму и кооперации в древних обществах. Иными словами, демонстрируя темную сторону человеческой натуры, злодеи в конечном счете делают нас лучше.
Текст: Виктор Ковылин. Научные статьи: Evolutionary Behavioral Sciences (Kjeldgaard‐Christiansen, 2016), The Journal of Popular Culture (Kjeldgaard‐Christiansen, 2018)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Почему клоуны такие жуткие?
Позитивная музыка побуждает творить зло
Рефлекс испуга как окно вашей души
Комментарии: