Физическое тепло усиливает тепло психологическое. А может, и нет

Насколько тепло мы относимся к другим людям, может зависеть от того, насколько тепло в прямом смысле. Об этом научная группа социального психолога Джона Барга из Йельского университета (США) доложила в октябре 2008 года в журнале Science.

Профессор Джон Барг грустит в одиночестве, мечтая о супе. Фото: Mark Abramson / The Chronicle Review.

Исследователи пригласили 41 студента подняться на лифте в лабораторию, где должно было проходить исследование. Перед лифтом каждого испытуемого встречала ассистентка с папкой, книжками и чашкой кофе, она провожала его на 4-й этаж – ехала вместе с ним в лифте. В какой-то момент она под предлогом «записать ваше имя и время прибытия» просила участника подержать кофе – это был либо горячий кофе, либо охлажденный. Подъем на лифте занимал 10–15 секунд, и почти все это время чашки разной температуры находились у испытуемых в руках. Потом ассистентка, конечно, их забирала – уж очень она любит попить кофе сорок раз на дню!

Наверху участников ждало главное задание: описать характер мужчины по его фотографии. Испытуемым сообщали лишь, что этот человек умен, умел, прилежен, целеустремлен и практичен (прямо как главный редактор нашего журнальчика!). И вот тут, мол, свою роль сыграли чашки: те, кому перед заданием всучили горячий кофе, считали, что субъект обладает более «теплыми» чертами характера (например, им он показался более добродушным и щедрым) в сравнении с оценками индивидов, получивших холодный кофе. Однако разница в описании не затронула те черты, которые «не измеряются» по шкале температур, – например, говорливость и внешнюю привлекательность. Это позволило авторам утверждать, что температура чашки повлияла только на оценки характеристик «межличностного тепла», то есть дело тут в метафоризации физической реальности.

Во втором испытании ассистентка-кофеманка была исключена, ведь она тоже могла по-разному влиять на испытуемых, будучи «согретой» или «охлажденной». На этот раз 53 участникам давали самим, без всяких посредников, вскрыть упаковку с теплой или холодной терапевтической подушечкой-грелкой – якобы нужно было оценить ее эффективность. После этого людям в благодарность за участие предлагали награду: одним предложили выбрать между напитком для себя и подарочным сертификатом на мороженое для друга, другим – между сертификатом на мороженое для себя и напитком для друга. Так вот большинство (75%) из тех, кому досталась охлажденная грелка, брали бонус для себя любимого, видать, с большей прохладцей вспоминая о друзьях. Ну а «погревшиеся» участники чаще (54%) были готовы поделиться наградой с друзьями. Причем независимо от типа подарка.

Горячий кофе согревает душу. Фото: Helen Fields Hotelfoxtrot.

К слову, незадолго до той публикации, в сентябре 2008 года, в журнале Psychological Science вышла статья других ученых, которые установили связь между субъективными переживаниями и ощутимой температурой среды. Так, люди, чувствующие или вспоминающие о прохладном отношении к себе со стороны других, склонны давать более низкие оценки температуре воздуха или кушать более теплые блюда, чем те, с кем дружат.

В своей недавней книге профессор Барг пошел еще дальше и на основании некоторых исследований, включая одну небольшую работу, согласно которой два часа прогревания под инфракрасной лампой якобы способны вылечить депрессию, предложил кормить депрессивных людей супчиком. «В конце концов, – пишет он, – выясняется, что теплый куриный супец благоприятен для души, поскольку тепло супа возмещает социальное тепло, которого не хватает в жизни человека, когда он одинок или тоскует по дому».

Подобным результатам даже можно подобрать нейробиологическое обоснование: те участки мозга, которые реагируют на тепло, часто возбуждаются и в случае, если человек ощущает психологический эквивалент этого ощущения. Вот только миллионы людей, страдающих от депрессии, каждый день пьют горячий кофе с супом и веселее от этого не становятся. Может, исследование десятилетней давности недостаточно надежно, чтобы на основании его делать далеко идущие выводы и разрабатывать сомнительные терапии?

Недавно американские психологи под руководством Кристофера Чабриса и Дэна Саймонса (это авторы знаменитого эксперимента «Невидимая горилла» о слепоте невнимания) попытались повторить опыты Барга, включив в число испытуемых не только студентов, но и обычных взрослых людей с улиц города Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк, и расширив выборку более чем втрое (128 и 177 человек). Согласно полученным результатам, никакого эффекта на суждения участников о характере прилежного и практичного мужчины, как и на выбор ими награды для себя и друзей, ни кофе, ни грелки не оказали – вывод статистически достоверный, подтвержденный преподобным Томасом Байесом.

Конечно, новые результаты не исключают возможности, что горячий кофе и теплая грелка все-таки могут влиять на психологическое состояние человека при определенных условиях, отмечают авторы. Может, эффект работает только в лаборатории, или только среди студентов, или еще какие-то тонкости оригинальных экспериментов Чабрис и Саймонс не учли, или же им попались какие-то неправильные испытуемые. «Я совершенно не хандрю из-за неудавшейся репликации моего великолепного исследования», – убеждает себя профессор Барг, кутаясь в плед и наворачивая супчик. Но по щеке его течет холодная слеза…


Текст: Светлана Ястребова, Виктор Ковылин
Научная статья: Social Psychology (PsyArXiv) (Chabris et al., 2019)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
С возрастом время ускоряется из-за кусков
Эффект предпочтения собственных теорий заставил уверовать в хищных ниффитов
Горилла Коко и ее странный интерес к людским соскам

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение