Если оценивать эволюционный успех группы по ее разнообразию, то мы должны признать: скакунчики (Salticidae) – самые процветающие пауки современности. Более 6000 видов уже описано арахнологами в этом семействе, и ежегодно регистрируются десятки новых, зачастую необычных и харизматичных донельзя. Скакунчики – этакие орхидеи мира пауков.
Среди прочих достижений, которыми славятся скакунчики на весь паучий мир, можно отметить их великолепное дневное зрение, позволяющее эффективно охотиться на всякую беспозвоночную мелюзгу. Благодаря этому скакуны являются важным фактором отбора, формирующим эволюцию дневных членистоногих. Многие их жертвы прибегают к мимикрии – например, становятся похожими на своих губителей, то есть на самих паучков. Однако скакунчики также охотятся и на других скакунчиков, тем самым они двигают эволюцию своего семейства по стезе мимикрии – в этом деле они тоже весьма преуспели.
Вот самый свежий пример мастерства мимикрии от скакунчиков: паучок нового вида Uroballus carlei из Гонконга. Да, мы не за нос вас тут водим – это действительно паук, а не гусеница. Видите лапки? Пожалуй, это единственное, что выдает в мохнатом существе притворяшу. И то не скажешь сразу, кто конкретно столь умело замаскировался под гусеничку. Какой-то членистоногий хитрец. Но кто? А паучок-скакунчик! Каково, а?
Азиатский род Uroballus, еще недавно насчитывавший всего три вида, в последние лет пять удвоился благодаря стараниям специалиста по скакунам Дмитрия Логунова, уроженца Волгограда, ныне куратора членистоногих животных в музее при Манчестерском университете (Великобритания). В дополнение к двум видам из Шри-Ланки и одному из Вьетнама в 2014 и 2018 годах он описал U. koponeni и U. kinabalu с острова Борнео, Малайзия. Свое новое открытие он сделал в приморском парке Сэкъоу-Кантри на юге Гонконга: малюсенький самец сидел на перилах и изо всех сил изображал из себя гусеничку. Но опытный глаз не проведешь: под щетинками и волосками Дмитрий сумел распознать плутовскую паучью натуру.
В лаборатории, куда ученый привез находку, паук продолжал себя вести как гусеница: сидел смиренно распушенный, а если и двигался, то медленно и с расстановками. Иногда, правда, скакучая природа брала верх над паучком и он вдруг резко подскакивал, но случалось это редко и явно в состоянии аффекта. Ему бы туда самочку, но ее, к сожалению, отыскать нигде не удалось, разве что на одной из фотографий гонконгских зоологов – Логунов считает, что это представительница U. carlei, поскольку очень уж похожа обликом на его самца, вся из себя такая гуня.
Новый вид арахнолог назвал в честь американского писателя и иллюстратора Эрика Карла, автора детских бестселлеров «Очень голодная гусеница» (The Very Hungry Caterpillar) и «Трудный день у паучка» (The Very Busy Spider). Через эти и другие книги Карла многие юные читатели впервые знакомятся с миром природы, что делает их «инновационными инструментами для образования в области экологии и биоразнообразия в раннем возрасте», отмечают Логунов с соавтором в научной статье с описанием вида.
Зачем же паучку притворяться гусеницей, спросите вы. Дело в том, что многие яркие гусеницы являются мерзкими на птичий вкус или даже ядовитыми. Есть даже птицы, которые маскируются под гусениц, чтобы не стать пищей для своих хищников! Вот и скакунчик выбрал в качестве модели для подражания ядовитую гусеницу – предположительно раннюю стадию личинки лишайницы Brunia antica, обычной в тех местах. Гусеницы лишайниц, как понятно из названия, питаются лишайниками и сохраняют в своих телесах токсичные компоненты, которые и делают их невкусными. Большинство таких гусениц обладают яркой предупреждающей внешностью, чтобы у хищников даже соблазна не возникло их отведать.
С другой стороны, подобное сходство позволяет пауку обманывать потенциальную добычу – двукрылых и полужесткокрылых насекомышей, которые явно не ожидают атаки со стороны безобидной личинки бабочки. «Агрессивная мимикрия», как говорят экологи. Или «волк в овечьей шкуре», как говорят в народе.
Возможен также вариант, что таким образом хитрый паучок приманивает вкусных паразитоидов, которые всегда рады отложить яйца в любую гусеницу, какой бы ядовитой она ни была. Но все это пока лишь предположения, и проверять их предстоит биологам, которые смогут отыскать в гонконгских парках и лесах других представителей нового вида.
Ни у какого другого вида в семействе скакунчиков, да и среди пауков в целом, не известна мимикрия под гусеничку. Этим Uroballus carlei уникален. Но у скакунчиков есть и другие модели для подражания. Наиболее распространена мирмекоморфия – маскировка под муравьев – она возникала у скакунчиков независимо в 12 эволюционных линиях. Сходство с жуками демонстрируют представители по меньшей мере 8 линий этих паучков. Некоторые виды Phidippus похожи на ос-немок Dasymutilla. Скакунчики Cheliferoides, с их клешневидными передними лапками, мимикрируют под ложноскорпионов – прям хоть ложноложноскорпионами их называй. А у описанного в прошлом году Scoturius dipterioides обнаружилось сходство с мухой – то ли это еще один пример агрессивной мимикрии для обмана добычи (муха выглядит менее опасной, чем паук), то ли сигнал для птиц: мол, я шустрая муха, меня не поймаешь, так что не стоит и пытаться, бз-з-з.
Быть может, прямо сейчас в тропических лесах скакунчики уже примеряют на себя новую ролевую членистоногую модель и через какое-то время станут похожи, например, на хищных и опасных многоножек. Однажды повстречаешь сколопендру и убежишь от страха наутек – а это безобидный подражатель, милейший друг скакунчик-паучок.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Israel Journal of Entomology (Logunov & Obenauer, 2019)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Паучок, который может разглядеть Луну
Гусеница Эпипомпонья – паразит в овечьей шкуре
Впервые найден паук, похожий на висящий лист
Комментарии: