Не так давно журнал Forbes, известный своей любовью к терзающим душу спискам, составил перечень из восьми видов пернатых, признанных вымершими за последние десять лет, и… бодро начал повествование с голубого ара, или ара Спикса (Cyanopsitta spixii). Этот и правда полностью голубой, как щенок, попугай уже успел стать мировой звездой: мультфильм «Рио» как раз про него. В последний раз он наблюдался на воле в 2000 году, однако свыше сотни особей ара Спикса содержатся и успешно размножаются в нескольких питомниках; более того, именно сейчас вышел на финишную прямую долгожданный проект по реинтродукции попугов обратно в бразильские леса. Долгое отсутствие птицы в родных ей экосистемах позволяет говорить о функциональном вымирании – это когда вид вроде еще не совсем вымер, но трофические сети все равно получили на его месте досадную прореху. Но поскольку вымирание в том виде, в каком мы привыкли его себе представлять, – процесс необратимый и окончательный, то случай ара Спикса, очевидно, нужно вынести за скобки.
Аналогичным образом не вписываются в шорт-лист свежих вымираний виды, которые могли быть признаны вымершими буквально вчера, но по факту последний раз наблюдались десятилетия назад. Согласитесь: если мы провожаем в последний путь воина, пропавшего без вести на полях былых сражений, мы же не станем принимать за дату его гибели день, когда были найдены его истлевшие кости и медальон? С исчезающими видами, увы, чаще всего дела обстоят именно так. Мы не можем неусыпно следить за каждой особью даже самого редкого вида, особенно если животное мелкое и живет в неудобной для наблюдений местности вроде тропических лесов. Между днем, когда произошла последняя фиксация наблюдения с представителем вида, и днем официального признания его вымершим чаще всего действительно проходит много лет. Поэтому перечни, составленные на основании дат внесения таксонов в списки исчезнувших, скажут нам больше о хронологии ведения «красных списков», чем о реальных природных процессах.
Наконец, не стоит забывать и о том, что внесение рецентных видов в списки вымерших – неблагодарное дело хотя бы потому, что они так и норовят оказаться живыми! Повторно открытые виды часто называют таксонами Лазаря, а процесс неверного присвоения им статуса вымерших – ошибкой Ромео в честь небезызвестного героя-романтика, чья неверная мысль о безвременной гибели Джульетты привела на тот свет и его самого, и возлюбленную. Биологи, к счастью, в массе своей не имеют привычки делать сэппуку после опровержения их любимых теорий. Но судьба шекспировского героя служит хорошим предостережением от поспешных выводов: все-таки, несмотря на растущие точность и охват методов исследований, мы еще очень многого не знаем об окружающем нас мире.
С учетом обозначенных тонкостей вернемся к списку Форбс и поставим вопрос следующим образом: какие виды птиц могли полностью исчезнуть в текущем столетии? Другими словами – какие из пернатых были в последний раз встречены на протяжении последних 20 лет и к настоящему времени имеют риск оказаться уже исчезнувшими?
В нижеследующем списке представлены 10 представителей современной мировой авифауны с видовым статусом и наивысшей степенью риска вымирания, состоявшегося в XXI веке. Некоторые из них, судя по всему, действительно исчезли. Но многие имеют высокие шансы быть снова найденными, поэтому не будем пока хоронить всех их в братской могиле, а рассмотрим перечень в качестве своего рода доски объявлений. Видели такую птичку? Сообщите куда следует! Хотя бы нам.
Perdicula manipurensis (Hume, 1881) – манипурский перепел.
Ареал: северо-восток Индии и, возможно, прилегающие районы Бангладеш.
Статус в списках МСОП: вымирающий вид.
Время возможного вымирания: не ранее 2006 г.
Наименее очевидный кандидат на включение в данный перечень: в списках потенциально вымерших видов птиц он еще почти не светился. Тем не менее сопровождающие птицу факты удручают: крайне скудное число наблюдений за последние полвека, отсутствие прижизненных фотографий, 14 лет без каких-либо сведений о существовании… Одна особь была зарегистрирована в июне 2006 года в индийском национальном парке Манас, и с тех пор – молчок. Фрагментация местообитаний, регулярные палы травянистых зарослей в пределах ареала и периодическое попадание птиц на столы в качестве лесной дичи считаются основными лимитирующими факторами для вида. Для подтверждения факта существования этого перепела нужны специальные экспедиции в места, где он еще может обретаться – а это в штатах Ассам, Нагаленд и Манипур. Не все же, понимаешь, в Гоа баналов снимать!..
Paraclaravis geoffroyi (Temminck, 1811) – пурпурнокрылая земляная горлица.
Ареал: юго-восточная часть Бразилии, крайний северо-восток Аргентины, восток Парагвая.
Статус в списках МСОП: вид на грани исчезновения.
Время возможного вымирания: не ранее 2007 г.
Мелкая южноамериканская горлица, изначальный ареал которой покрывал обширную территорию – значительную часть юго-востока Бразилии и граничащие с нею части Аргентины и Парагвая. Вплоть до середины прошлого века она была вполне обычной птицей бамбуковых зарослей и подлеска местных тропических лесов. В бразильской части ареала подчас наблюдались стаи свыше 50 и даже 100 особей. Не представляли редкости эти горлицы и на птичьих рынках; отмечено, что только в 1930-х гг. несколько сотен этих птиц были импортированы в Европу. Сведение лесов и сопутствующая ему расчистка подлеска ради высадки монокультур и выпаса скота привели к резкому падению численности вида: последние наблюдения пурпурнокрылой земляной горлицы относятся к отдельным особям либо маленьким группкам до трех особей. Последние встречи с одиночной самкой вида относятся к ноябрю 2007 года, и с тех пор подтвержденных наблюдений этих птиц в природе не было. Будут ли? Вопрос открытый. Другую местную потеряшку, синеглазую земляную горлицу (Columbina cyanopis), нашли.
Phapitreron frontalis (Bourns & Worcester, 1894) – себуйская аметистовая горлица.
Ареал: остров Себу (Филиппины).
Статус в списках МСОП: вид на грани исчезновения.
Время возможного вымирания: не ранее 2012 г.
Остров Себу – один из наиболее сильно преобразованных человеком уголков Юго-Восточной Азии. В первой половине прошлого века практически весь его лес был сведен под нужды сельского хозяйства, что обернулось логичным вымиранием многих местных представителей флоры и фауны. Частичное восстановление естественного покрова острова и начало более пристального изучения его природы помогло «воскресить» многих утерянных ранее пернатых эндемиков Себу. Однако ситуация с местной аметистовой горлицей оказалась сложнее. Эта скрытная, тускло окрашенная птица известна всего по двум тушкам, последняя из которых была добыта еще в 1892 году, и долгое время привлекала мало внимания, поскольку считалась подвидом аметистовой горлицы (P. amethystinus). В 1995, 2004 и несколько раз в 2007–2012 годах состоялись вероятные наблюдения себуйской аметистовой горлицы, не подтвержденные, правда, достоверным материалом. Дальнейшие поиски с привлечением качественной фото- и видеоаппаратуры могут подтвердить факт невымирания этого вида.
Numenius tenuirostris (Vieillot, 1817) – тонкоклювый кроншнеп.
Ареал: гнездовая часть достоверно не установлена – вероятно, юг Сибири и степи северной части Казахстана; на зимовках – южное побережье Средиземного моря, а также побережья Красного моря и Персидского залива.
Статус в списках МСОП: вид на грани исчезновения.
Время возможного вымирания: не ранее 2001 г.
Птица, ставшая безусловным поражением как отечественной, так и общемировой орнитологической науки в двух основополагающих аспектах их деятельности – в делах познания и сохранения объектов живой природы. За все долгие годы знакомства с этим куликом, исправно встречавшимся на сезонных пролетах по всей Европе, не удалось установить основного места его размножения и организовать активные действия по охране. За гнездованием тонкоклювого кроншнепа в окрестностях города Тара в Омской области наблюдал орнитолог Валентин Евгеньевич Ушаков в 1910–1920-х, однако все попытки найти гнездовое ядро популяции оказались бесплодными. На излете XX века количество регулярно наблюдаемых зимующих на Средиземном море кроншнепов упало до десятков особей. Последнее официально признаваемое наблюдение птиц этого вида состоялось в Венгрии в апреле 2001 года. С тех пор европейские орнитологи особенно внимательно следят за мигрирующими скоплениями больших и средних кроншнепов в надежде вновь встретить потенциально угаснувший вид, но ни одно из многочисленных сообщений о переоткрытии вида так и не подтвердилось. Недавний фотопривет из Нидерландов, к слову, оказался большим кроншнепом, а автор фото – известным в кругах местных бердвотчеров любителем сенсаций.
Glaucidium mooreorum (da Silva, Coelho & Gonzaga, 2002) – пернамбукский сычик.
Ареал: штат Пернамбуку (Бразилия).
Статус в списках МСОП: вид на грани исчезновения (возможно, исчезнувший).
Время возможного вымирания: не ранее 2001 г.
В 2002 году бразильские орнитологи объявили миру об открытии нового вида сычиков, известного по двум добытым еще в 1980 году экземплярам и считаным наблюдениям в природе. Единственный регион, где когда-либо регистрировалась эта крохотная сова, – бразильский штат Пернамбуку, откуда вид известен из биологического резервата Салтинью и муниципалитета Сириньяэн на востоке штата, неподалеку от Атлантического побережья. Известные данные о биологии вида крайне скудны: он наблюдался в кронах влажных низинных тропических лесов, в том числе на их опушках, а в его рационе была отмечена крупная цикада; сезон активной вокализации вида приходился на апрель-май. Вот, в общем-то, и все – тропических лесных птиц в принципе сложно наблюдать, а если они еще и ночные, и скрытные, и малочисленные? Пернамбукский сычик в довесок оказался вымирающим. В последний раз он достоверно наблюдался 19 ноября 2001 года. Уже в статье с описанием вида был отмечен крайне высокий риск его скорого исчезновения. Все попытки вновь обнаружить птицу и найти другие места ее распространения успехом не увенчались. Основной причиной вероятного сокращения мирового списка нежных сов на одну единицу считается утрата среды обитания.
Philydor novaesi (Teixeira & Gonzaga, 1983) – алагоасский филидор.
Ареал: восточное побережье Бразилии.
Статус в списках МСОП: исчезнувший вид.
Время вымирания: не ранее 2011 г.
Небольшая воробьиная птица с размерами и обликом мелкого дрозда, но относимая систематиками к богатому и разнообразному южноамериканскому семейству печниковых. Как и предыдущий вид, он известен из считаного числа точек в остатках тропических лесов на крайнем востоке Бразилии: это муниципалитет Муриси (штат Алагоас), а также заповедники Фрей Канека и Педра Данта (штат Пернамбуко). И открыт алагоасский филидор был тоже сравнительно поздно – в 1979 году. За все время изучения он был встречен лишь несколько раз; очевидно, по состоянию на конец прошлого века птица уже была очень малочисленной. Ее известный ареал, находясь на материке, по факту носит островной характер: леса в регионе давно и планомерно подвергаются рубке на нужды сельского хозяйства, прокладки дорог и добычи полезных ископаемых. В результате пригодная для жизни птицы территория занимает площадь в несколько десятков квадратных километров и продолжает сокращаться, несмотря на заповедный статус своей основной части. Последнее достоверное наблюдение алагоасского филидора было сделано 13 сентября 2011 года в заповеднике Фрей Канека. К настоящему времени вид уже вполне может быть полностью исчезнувшим.
Cichlocolaptes mazarbarnetti (Mazar Barnett & Buzzetti, 2014) – скрытный филидор.
Ареал: восточное побережье Бразилии.
Статус в списках МСОП: исчезнувший вид.
Время вымирания: не ранее 2007 г.
Более крупный, но куда менее изученный бразильский печник, о существовании которого стало известно лишь в 2014 году. Бразильские специалисты провели комплексный анализ морфологии, поведения и вокализации алагоасских филидоров и с удивлением обнаружили, что некоторые из птиц отличаются от основной популяции настолько, что принадлежат к совсем другому роду. При этом ареал видов оказался на удивление сходным: все известные наблюдения скрытного филидора состоялись на крайнем востоке Бразилии, все в тех же муниципалитете Муриси и заповеднике Фрей Канека. Крошечный ареал, обитание в активно сводимых местными жителями влажных первичных лесах и привязка к кормлению среди бромелиевых, крайне уязвимых перед потеплением климата, сделали скрытного филидора к концу прошлого века угасающим видом. В последний раз его видели в Муриси 19 апреля 2007 года, и с тех пор никаких данных о птице нет.
Sitta insularis (Bond, 1931) – багамский поползень.
Ареал: остров Большой Багама (Багамские острова).
Статус в списках МСОП: вид на грани исчезновения.
Время возможного вымирания: не ранее 2019 г.
Описал эту птицу Джеймс Бонд. Да, настоящий. Да, серьезно. В честь именно этого американского орнитолога, специалиста по фауне Карибского бассейна, писатель Ян Флеминг назвал всемирно известного ныне британского суперагента. Багамскому же поползню долгое время было не до мировой славы, поскольку он традиционно считался всего-навсего подвидом буроголового поползня (S. pusilla) – обычнейшей птицы юго-востока Соединенных Штатов. К настоящему времени существенные различия в морфологии и вокализации пернатых смогли убедить многих специалистов, что островная популяция буроголовых поползней обособлена от материковой на уровне разных видов. Увы, поздно: уже в 2007 году в ходе учетов удалось найти не более двух десятков представителей вида. Сказались интенсивные рубки сосновых лесов острова, частые естественные и антропогенные пожары, а также активность инвазивных хищников. Судя по всему, фатальный удар по угасающей популяции нанес ураган Дориан в сентябре 2019 года. Несколько особей смогли пережить нашествие урагана Ирма двумя годами ранее, но уже почти год с Большого Багама нет вестей о наблюдениях местного поползня – вполне возможно, на этот раз эту маленькую, но гордую птичку сдуло с острова окончательно.
Toxostoma guttatum (Ridgway, 1885) – косумельский пересмешник.
Ареал: остров Косумель (Мексика).
Статус в списках МСОП: вид на грани исчезновения.
Время возможного вымирания: не ранее 2004 г.
Остров Косумель – небольшой, площадью всего 478 км² участок суши, лежащий в 20 км к востоку от мексиканского полуострова Юкатан. Одним из его немногочисленных пернатых эндемиков являлся пересмешник из рода Toxostoma. Он был очень похож на рыжего кривоклювого пересмешника (T. longirostre) с материка, но отличался значительно меньшими размерами и рядом деталей окраски. Вплоть до второй половины XX века численность пересмешников на Косумеле была стабильно высокой, доходя до 10 тысяч особей. Неожиданно мощное и, вероятно, фатальное влияние на вид оказали силы стихии. На остров обрушилась череда разрушительных ураганов: Гилберт в 1988-м, Роксанна в 1995-м, Эмили и Вильма в 2005-м. Последней достоверно встреченной особью вида стал экземпляр, наблюдавшийся в июне-июле 2004 года; неподтвержденные находки были позднее, в 2006–2007 годах. Пропажа некогда обычной птицы задала ученым как минимум две загадки. Во-первых, действительно ли в исчезновении пересмешника повинны исключительно природные катастрофы? Все-таки многие тысячи лет до этого вид каким-то образом переживал аналогичные катаклизмы. И во-вторых, действительно ли косумельский пересмешник вымер? Ответ на этот вопрос может быть получен путем дальнейшего мониторинга орнитофауны острова.
Melamprosops phaeosoma (Casey & Jacobi, 1974) – чернолицая гавайская цветочница.
Ареал: остров Мауи (Гавайские острова).
Статус в списках МСОП: исчезнувший вид.
Время вымирания: 2004 г.
Пооули, или чернолицая гавайская древесница, стала последним получившим описание на основании живых и коллекционных особей видом гавайских цветочниц – уникальной монофилетической группы вьюрков, эндемичной для Гавайского архипелага. В 1973 году ее нашли на склонах вулкана Халеакала студенты Гавайского университета, что стало настоящей сенсацией: о существовании этой скромно окрашенной, скрытной птицы не знали даже гавайские аборигены. Увы, к моменту открытия чернолицей цветочницы среда ее обитания уже оказалась в состоянии, непригодном для поддержания жизни вида. Сведение лесов, снижение доступности привычного корма и распространение чужеродных наземных хищников и переносящих смертельные болезни комаров обеспечили неуклонное снижение численности птицы. Попытки отлова последних представителей вида с целью разведения его в неволе оказались запоздалыми. 26 ноября 2004 года в Центре сохранения птиц Мауи умер последний самец пооули. А в прошлом году МСОП признал вид официально исчезнувшим спустя 15 лет без встреч с его представителями.
Текст: Павел Смирнов.
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Пернатые новинки 2019 года
Последние кахули на Земле
Как называет тебя курица? Ко-ко-коля
Комментарии: