Как известно, люди любят милых, симпатичных, харизматичных животных и с удовольствием жертвуют им денежки на корм. Вот почему слоники зарабатывают больше, чем подковоносы, а тигры — больше, чем какашкороты. Что есть «харизматичный», мы вроде бы разобрались. А как на желание помочь виду влияет конкретно внешность, без ореола знаний о животном — его повадках, редкости, полезности для человечества? Даже информация о названиях видов может изменить предпочтения, основанные на одних лишь картинках.
Чтобы определить наиболее мотивирующие на пожертвования особенности внешности, биологи Полли Кертин и Сара Папворт из Лондонского университета (Великобритания) попросили художника Рори Макканна нарисовать несуществующих животных, чтобы затем предложить их изображения потенциальным жертвователям без всякой информационной шелухи. Три варианта формы тела, помноженные на разные варианты размера, окраса, голости-пушистости и расположения глаз (спереди или по бокам головы), — получилось 216 фантастических тварей.
В первом исследовании 334 участника ранжировали шесть из них (картинки подбирались случайным образом, каждую видели 6–19 человек) от наиболее привлекательной к наименее, комментируя свой выбор — что понравилось в животинке, а что не очень. Во втором исследовании 407 участников рассматривали пары картинок и выбирали, кого из двух существ они предпочли бы спасти; кроме того, испытуемым выдали по 50 центов, которые они могли пожертвовать реальным животным. Большинство из участников, к слову, ранее уже жертвовали деньги фондам по защите животных либо волонтерствовали в природоохранных программах, многие неоднократно.
Выяснилось, что наиболее предпочитаемые с точки зрения донатов — это крупные, разноцветные животные преимущественно прохладных оттенков: в среднем участники на 37% чаще выбирали существ хотя бы с одной из этих характеристик, а особенно падки они были на разноцветность. Из настоящих животных больше всего пожертвований собрали тигры — в шесть раз по сравнению с акулами, черепахами или летучими мышами. И действительно, тигры крупные и разноцветные, хоть и теплоокрашенные.
Что касается других исследований влияния разных факторов на пожертвования, то, например, в Парижском зоопарке больше всех денег собрали ягуар и жираф, меньше всех — рыба арапаима, мадагаскарский удав, пантерный хамелеон и паук-птицеед, а из теплокровных — южный морской лев и белоголовый сип; в конечном счете выбор определяется харизмой животного, а природоохранный статус вообще не влияет, сделали вывод французские исследователи. С другой стороны, польские специалисты полагают, что интерес к несимпатичным созданиям и пожертвованиям в их пользу может быть усилен с помощью мемов — так в последние пять лет произошло с носачами, которые традиционно входят в списки самых уродливых животных мира.
Наконец, известны случаи успешных краудфандингов даже у водорослей — мелких и одноцветных, но пушистых и глазастых, чуть ли не фантастических, но дико харизматичных, сцуко, как тигры. Р-рр-р-рр-р!
Текст: Виктор Ковылин. Иллюстрации: Rory McCann.
Научная статья: Conservation Letters (Curtin & Papworth, 2020)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
20 самых харизматичных животных на Земле
10 новых изумительных животных 2019 года
Как один натуралист затроллил другого вымышленными животными
Комментарии: