Пукающий пенис, материнский фаллос и другие фрейдистские бредни

Вы читаете отрывочек из книги американского биолога и научного журналиста Эмили Уиллингем «Фаллацы» (Phallacy) в вольном переводе «Батрахоспермума».

У молодого человека, сидевшего в кабинете психоаналитика, было множество проблем. Вдобавок к «эдипову и сиблинговому соперничеству» его волновало кое-что странное из снов. Ему снилось суденышко с большущей вертикальной выхлопной трубой по центру, у штурвала. Вокруг сновали корабли побольше, и парень им завидовал. Эти суда были его отцом и братом, а то суденышко – он сам. Ну а труба, конечно, была пенисом. И пенис этот пукал.

Этот случай описан в журнале The Psychoanalytic Quarterly в статье 1959 года под названием «Флатулентный фаллос». Психоаналитик извлек из бедного пациента следующее: еще мальчишкой он мечтал о пенисе достаточно могучем, чтобы не только писать им, но также какать, что привело к «анальной потенции, выражавшейся в звуках и мощи исходившего флатуса при сравнении с таковым иных мальчиков». Ребятишки соревновались в пукании, и годы спустя это вылилось в фантазии о пенисе, кораблике с трубой и… ох, все это так по-фрейдистски.

Отчеты фрейдистов с их выводами о несчастных пациентах ознаменовали собой момент, когда весь страх перед фаллосами консолидировался и испортил западную психику. Во фрейдистской литературе не меньше магического мышления, чем в средневековом «Молоте ведьм» с его волшебными кастрациями и похищениями пенисов с последующим выкармливанием их овсом в ведьминых гнездах, будто птенцов. Там даже можно обнаружить лейтмотив «кастрационной тревоги». Но поскольку идеи Фрейда подавались как «наука» и «метод», они прижились и кое-где в ходу и по сей день.

Ветер по морю гуляет и фаллаблик подгоняет.

Один из ранних примеров этого людского ментального искажения был опубликован в 1933 году все в том же The Psychoanalytic Quarterly (практически «Молот психоаналитиков») под заглавием «Тело как фаллос». Автор в полном соответствии с теорией решил, что его пациенты считали себя пенисами со ртом-уретрой (хотя уретра, то есть мочеиспускательный канал, идет по всей длине полового члена), и в конце своей писанины, изобилующей укусами в пенис, какашками с мочой, а также сиськами, заключил, что все пациенты хотят съесть фаллос и быть им съеденными. Этакий фрейдистский Уроборос.

Совершенно безобидные мысли и сновидения трактуются дичайшим образом. Мужчины, которым снится минет, оказывается, идентифицируют свой пенис с материнской титей, а партнершу – с грудничком. Детские неврозы «генитализируют» тело, а девочка, выросшая в женщину, становится полностью генитализирована. Полезная таблица подсказывает нам, что головной убор, одежда или кожа – это крайняя плоть или презерватив, рот – уретра, а все, что из него исходит (в том числе звуки), – эякулят. Напряженная шея – это эрекция, потирание шеи или купание для снятия напряжения – это мастурбация, а расслабление – это постэрекционная релаксация.

Как вообще поколения людей выживали среди всей этой чуши о гениталиях, человеческом теле и биологии? В той не особенно длинной статье слово «пенис» употребляется больше ста раз, а «фаллос» – шестьдесят. Нет ни одного состояния человеческого разума, которое нуждалось бы в столь многочисленных отсылках к члену в качестве терапии, кроме разве что диагноза «психоаналитик-фрейдист» с патологической убежденностью в том, что все и вся есть пенис и этим можно объяснить любые взаимодействия между людьми.

Напряженная шея – это эрекция.

Статья 1963 года, опубликованная в Journal of the American Psychoanalytic Association, прошлась молотом по матери одного мужчины за то, что она, по словам доктора, после смерти мужа превратила мальчика «в свой фаллос». Все, что представляло для него проблему – неуверенность на работе, ссоры с женой, – оказалось связано с тем, что он стал фаллосом для «обольстительницы и собственницы», коей являлась его мать. Мужчину даже уличили в «мастурбационных фантазиях о женщинах с большими идеальными грудями», как будто это некая аномалия, присущая лишь материнскому фаллосу в обличье человека.

После смерти отца мальчик спал с матерью в одной комнате, и она с нежностью вспоминала, как держала его на руке, когда он был младенцем. Психоаналитик разглядел в этом желание сделать мальчика ее личным фаллосом. Никакой типичной человеческой теплоты, никакого горя из-за утраты любимого человека не было достаточно, чтобы объяснить ее поведение. Доктор описывает мать как «утратившую красоту, постаревшую и деградировавшую», притом что ни разу с ней даже не встречался. Фрейдисты не были добры к женщинам. Похоже, Фрейд считал их слишком сложными для понимания: «психология тоже не может разгадать загадку женственности», писал он, подразумевая, что сам представляет биологию, в то время как на самом деле лишь отражал социокультурные обстоятельства, пропуская их через собственный опыт.

Впрочем, и мужчин фрейдистский анализ тоже не щадил. Тот психоаналитик в конце концов пришел к выводу, что пациент в результате захотел стать его пенисом, подметив с наигранной откровенностью, что «аналитик может подсознательно рассматривать пациента как свой фаллос». Бедный пациент, который три года выслушивал всю эту ахинею, включая стандартное «хочет съесть и быть съеденным», в итоге не получил ни надлежащей терапии, ни хотя бы понимания своего состояния в связи со смертью отца, пережитой в детстве.

Мой личный пенис, он же сын.

И в этом смысле он не был одинок. Использование пениса в качестве воплощенной сущности для объяснения любого человеческого взаимодействия было особенно токсичным в отношении трансгендерных детей. В 1970 году «эксперт по гендерной идентичности» Роберт Столлер из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе написал статью в The British Journal of Medical Psychology под названием «Транссексуальный мальчик – феминизированный фаллос матери». Как и во всех подобных нарративах, отцы даже не упоминались, за исключением одного, который опять-таки умер.

Столлер утверждал, что описанные дети стали «транссексуальными» из-за того, что их матери пытались превратить их в собственный пенис с самого младенчества. Три матери огребли сполна за «сильную прожилку мужественности, вплетенную в женственность» еще в их детстве, как если бы они и сами были «транссексуальными». Одна из них имела неосторожность сообщить о том, что всю жизнь «хотела быть мальчиком» и сильно грустила, когда в подростковом возрасте ее исключили из мальчишеского круга общения (кто из нас, желавших попасть в мужские сферы жизни, не испытывал подобного?). Другая поведала о том, что ее собственная мать не позволяла ей играть с мальчиками в мяч – «единственное в жизни, что я любила». И это, видите ли, привело к тому, что ее ребенок превратился в «транссексуала».

Фрейдисты, разумеется, сексуализируют любое взаимодействие. Мать, натирающая маслом годовасика, использует его как фаллос. Женщины, прижимающие к себе детей, тоже явно озабоченные. Столлер отвергал такое поведение теми же словами, какими сегодня оно поощряется: «словно кенгуренок в материнской сумке». У одной мамаши ребенок регулярно сидел на коленях, а на полу и между ног… Фаллац детектед! «Эти матери испытывают сильнейшую зависть к пенису, – заключил он. – Они создают транссексуала как кульминацию их гнева в отношении мужчин, творя с маленьким мальчиком то, что всегда мечтали сделать с другими мужчинами из их жизни».

Как можно было избежать подобных мыслей, когда они распространялись столь широко и навязывались теми самыми людьми, которые, по идее, должны были помогать?..


Подготовил: Виктор Ковылин. Все права на данный русскоязычный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Жесткий стерженек ткача: минут двадцать сексача
Милые кости пенисов приобретались и терялись в эволюции многократно
Фрейд, лаконическая биография (комикс)

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение