Хищная пузырчатка раскрывает цветки на глубине в итальянских озерах

Пузырчатка – это не только противная болезнь, но и цветковое растение из рода Utricularia, насчитывающего более двух сотен видов, водных и околоводных, распространенных по всему миру, за исключением Антарктики. У пузырчатки нет корней, но есть ризоиды для закрепления в субстрате, безлистый цветоносный стебель и листоносные столоны с пузырьками, таящиеся под водой или в субстрате на суше. У водных видов пузырьки крупнее, и некогда считалось, что они нужны растению в качестве плавсредства, но потом оказалось, что это одна из самых изощренных растительных ловушек, которая питает хищную пузырчатку планктонными рачками и насекомьими личинками, мальками и головастиками (в воде), протистами и коловратками (на суше), слонами и людьми (в фантазии).

Подводный столон пузырчатки обыкновенной (Utricularia vulgaris) с ловчими пузырьками среди ветвистых листьев похож на этакий батрахоспермум со стальными яйцами. Фото: Jeffrey Holcombe.

Если вы, проплывая мимо ловушки, заденете триггер-волосок (антенну-рукоять), то откроется дверца и вас тут же засосет в пустопорожний пузырек вместе с водой, после чего дверца захлопнется, отрезав путь назад. Весь процесс занимает меньше миллисекунды, что делает пузырчатку самым быстрым хищным растением. Пока вы медленно, но верно разлагаетесь в пищеварительном секрете, через стенки пузыря выкачивается вода, и уже через полчасика ловушка будет вновь готова принимать вкусных гостей. У особо крупной добычи, вроде пойманного за хвост головастика, голова не всегда пролазит – в таком случае она закупоривает вход, пока остальное тело переваривается в пузыре, после чего, размякши, досасывается внутрь и тоже переваривается. А вот хитиновая голова личинки комара не мякнет и, застрявши в дверях, выводит ловушку из строя.

Цветочки пузырчатки южной (Utricularia australis) в реке Кисловке, село Тимирязевское (Томская область). Фото: Валентин Реморов.

Цветки у пузырчатки бывают хазмогамными и клейстогамными, тут все понятно. Хазмогамия подразумевает открытые яркие и пахучие цветки, привлекающие опылителей, а клейстогамия – закрытые самоопыляющиеся цветки. У пузырчатки южной (Utricularia australis), что растет в прудах у вулканических озер Больсена и Браччано в области Лацио (Италия), хазмогамские цветки торчат на длинных стеблях выше поверхности воды, а клейстогамческие лежат на ней или погружены под воду. И вот внезапно представители данного вида были обнаружены растущими на дне самих озер на глубине 4–6 метров – причем, что дивно, хазмогамственные! (Да, мы любим поиграться с суффиксами.)

Хазмогамные цветки пузырчатки южной (Utricularia australis) над водой в пруду и под водой в озере Браччано (Италия). Фото: Ceschin еt al., 2022.

Эти странные и доселе невиданные подводные хазмозавры отличаются от надводных коллег маловыраженными полосками на нижней губе венчика, полупрозрачными лепестками пониженной плотности, скученной в мягкие и слизкие скопления пыльцой (в надводных цветках она сухая и зернистая), а растут они на более чем втрое удлиненных стеблях среди водорослей из рода Chara. Харовые водоросли обеспечивают хищным столонам пузырчатки укрытие в относительно спокойной и сумрачной воде, что, вероятно, улучшает эффективность охоты. Наверное, именно поэтому и стало возможным существование данного экотипа.

«С учетом того что эти популяции находятся на удалении от их обычной среды обитания, их существование в других местах могло быть попросту упущено из виду и произрастание на глубине может оказаться куда более распространенным явлением, – отмечают авторы открытия, ботаники из Третьего Римского университета. – Вполне возможно, это новооткрытая экологическая черта данного вида, поскольку случай явно не единичный: исследование описывает популяции в двух разных озерах, отстоящих друг от друга примерно на 50 км, и показывает, что каждая из них достаточно стабильна по меньшей мере на протяжении последних 11 лет».

Отличия деталей надводных (сверху) и подводных (снизу) цветочков пузырчатки южной (Utricularia australis): венчик, пестик, тычинка, пыльник тычинки, плод. Фото: Ceschin еt al., 2022.

Для кого же отращивают хазмогамные цветки эти придонные пузырчатки? Для пчел-подводников, шмелей-ныряльщиков, рыб-опыляльщиков? Может, и некому их опылять в воде и стебли фототропно толкают их в направлении воздушной среды, где куча насекомых, потому и длинные такие? Или раскрытие цветков – это стрессовая реакция на подводные условия после не столь уж давней экологической миграции на дно? Цветки стерильны, плоды абортивны, лаконично пишут ученые. «Ботаническая загадка», как сказано в названии научной публикации.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Aquatic Botany (Ceschin еt al., 2022).

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Новый вид хищных растений назван в честь Стивена Хокинга
Венерину мухоловку опыляют пчела, жук и пчеложук
Морская трава практикует зоофилию

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение