Вулканы безжалостно убивают рыб различными способами

Жертвы были обнаружены в воде. У некоторых вспузырились глазные яблоки, у других во рту виднелись сытые желудки, многие кровотекли обильно изнутри. У их собратьев по несчастью десяток лет спустя органы забились туфом, пеплом, прахом всех надежд на жизнь.

Несчастье это – вулканизм. Для рыб вулканы представляют угрозу. В 2011 году, к примеру, извержение на юге Чили убило свыше 4,5 млн рыб в одной лишь реке Нилауэ, которая превратилась в «густой и вспаренный поток шоколада». В 1732-м лавовые потоки и пеплоотложения замкнули лагуну на острове Ян-Майен между Норвегией и Гренландией, изолировав популяцию арктических гольцов, и те кое-как выживают там до сих пор, прибегая в том числе к каннибализму. Но то голец, живучий приспособленец-молодец, а обычно все заканчивается массовой гибелью в пирокластическом потоке, лаве и газах. При этом мало кому (если вообще кому-то) удавалось задокументировать вулканический рыбопокалипсис в анатомических подробностях.

Куски лавы плавают в воде во время извержения подводного вулкана близ поселения Ла Рестинга на острове Иерро, 27 ноября 2011 года. В 2016 году вулкан получил имя Тагоро. Фото: Alicia Rielo, IGN.
Так называемая лавовая дельта, сформированная потоком лавы при контакте с океанической водой во время извержения вулкана Тахогаите в гряде Кумбра-Вьеха на острове Пальма, 30 сентября 2021 года.

Отличная возможность осуществить это представилась морскому экологу Айосе Кастро Алонсо из Университета Лас-Пальмас-де-Гран-Канария в октябре 2011 года, когда началось полуторастадневное извержение подводного вулкана у берегов острова Иерро. А также в сентябре 2021 года, когда на острове Пальма взыграла вулканическая гряда Кумбре-Вьеха, извергавшаяся рекордные для этого клочка земли 85 суток. Острова Гран-Канария, Иерро и Пальма относятся к Канарскому архипелагу (Испания), расположены рядышком – все равно что из Москвы сгонять понаблюдать, как дохнут рыбы в Рыбинске.

А дохнут они по-разному, согласно результатам исследования жутких увечий у 49 особей, погибших у Иерро, и 14 индивидуумов, почивших на Пальме. «В обоих случаях имело место извержение вулкана, но патологические синдромы полностью отличаются: один острый, другой хронический», – говорит Алонсо.

Подводное извержение возле Иерро нагрело воду, снизило уровень растворенного в ней кислорода и резко ее закислило. Вскрытие показало, что рыбы, спасаясь от усугубляющихся условий среды, быстро устремились ввысь, а может, просто пассивно всплывали в шоке от непривычных ощущений. В результате у них развилось что-то вроде кессонной болезни: внезапная декомпрессия вызвала пузырькование телесных газов, кожное вспенивание, глазное выпучивание, желудочное выворачивание, чрезмерное вздутие плавательного пузыря и буйное кровотечение внутренностей и глаз. Все это происходило еще у живых рыб, на что указывало обилие воспалительных клеток в тканях.

Некрасивое: патологии рыбов после извержения вулкана у острова Иерро в 2011 году. Вывернутые желудки во ртах средиземноморских большеголовов (Hoplostethus mediterraneus), одностороннее глазовыпучивание у чернохвостого каменного окуня (Serranus atricauda), вспузыривание роговицы и кожи у граммиколеписа (Grammicolepis brachiusculus).

На Пальме же лава стекла в море и при контакте с холодной водой породила гиалокластит – гидратированный туф с осколками вулканического стекла, расцарапавшего желудочно-кишечные тракты несчастных рыбулек (бедняжки даже не успели переварить два таких одинаковых и вместе с тем таких разных слова «стекла» в этом предложении). Туда же, в воду, осели огромные облака вулканического пепла, который насмерть закупорил рыбьи жабры. «Весь этот пепел полностью забил фильтры», – отмечает ученый (правда, это какой-то левый ученый встрял, не Алонсо, и вспоминает он не о канарских рыбах, а о карибских креветках, задохнувшихся при извержении на Доминике в 1997 году; тем не менее «синдромные» сходства налицо).

Исследование это в известной степени новаторское, в том числе потому, что получить доступ к свежеубиенным жертвам вулканов невероятно сложно. Научной группе Алонсо помогли бравые чеэсовцы – они собирали ухандоханных рыб голыми руками, героически отмахиваясь от брызжущей лавы, и во льду доставляли трупики в исследовательские сторожки (или где там прятались от вулканизма ихтиологи) как можно скорее, пока не сгнили и не провоняли. «У нас во Флориде рыбы постоянно мрут из-за цветения водорослей и прочей лабуды, но к тому моменту, как мы заполучим образцы, многие уже испорчены», – делится ученый (опять, сука, левый встрял; Батрасьмобиль уже выехал за ним – за «лабуду» ответит!).

Батрасьмобиль выехал. Водоросли едут наказывать. Фото: Андрей Копытин.

Чтобы не заканчивать на тухлой ноте, стоит напомнить, что вулканизм – это не только смерть, но и рождение: во время извержений нередко возникают новые острова с новыми местообитаниями, где зарождаются новые экосистемы, да и вода вокруг насыщается питательными веществами, обеспечивающими жизнь морским обитателям, включая, конечно же, и рыб – счастливчиков, которым удалось благополучно избежать вулканомора.

Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Frontiers in Marine Science (Caballero et al., 2023)

Вулкан, которого не было
На вершине подводного вулкана найдены волосы Венеры
Рыбульки поблекнут из-за глобального потепления?