Вона сколько крокодилов собралось на заболоченной равнине На-Дуонг на севере Вьетнама примерно 35 млн лет назад. А где много крокодилов – там и много копролитов. А где много кроколитов – там и много копродилов.
Вернемся к нашим «продюсерам». Так палеонтологи называют по-английски древних копроделов – производителей какашек, нынче окаменелых, то бишь копролитов. Сегодня бассейн (гав!) На-Дуонг (у нас песик лает в редакции, не обращайте внимания) представляет собой лагерштетт – местонахождение с хорошей сохранностью как скелетов, так и всевозможных отпечатков, в том числе и мягких тканей, а также всяческих (гав!) няшек. Иллюстрация отражает реальную позднеэоценовую экологию той местности, реконструированную на основе ископаемых находок и анализа древней пыльцы. Помимо разнообразных крокодилов там жили и многочисленные черепахи.
Но авторы недавнего исследования заинтересовались именно крокодильими копролитами. Этот необъяснимый интерес насчитывает уже почти два столетия, с тех самых пор, как во Франции были обнаружены эоценовые катяхи, которые один ученый в 1832 году повертел в руках, осмотрел, обнюхал, облизал, после чего воскликнул: «Мерд де крокодиль! Требьян, требьян…» На сегодня проведено уже десятка три исследований крококопролитов как минимум из 15 стран, от мезозойских (меловых, а также одного триасового, спродюсированного крокодиломорфом) до голоценовых (за авторством нильского крокодила). Кайнозойских копролитов особенно много, а теперь вот вьетнамские и китайские палеонтологи пополнили копролетопись еще 55 экземплярами из угольной шахты На-Дуонг.
С какой любовью описывают авторы подопечные какашеньки! «Веретенообразные, на поперечном срезе овальные, с плавно выгибающимися кончиками и циркумферентными зонами сужения». Габитус сей весьма напоминает экскременты современных крокодилов, подчеркивают исследователи с явным знанием дела. «Морщинистая поверхность без видимых бурений, укусов и трещин от высыхания». Как славно, что какахи эти никто не захотел скушать и они дошли до нас в непокусанном виде. Самый мелкий катяшок – 33 мм длиной и 29 мм шириной, а самый крупный фекаляндий – 20 см длиной, 58 и 42 мм диаметром по разные стороны от сужения.
Так прониклись ученые объектами своего исследования, что даже дали им собственное видовое имя – вы все правильно поняли: не крокодилам, а их какашкам, – Crococopros naduongensis, «крокоговнос надуонгский». Как будто это были живые существа, которые вылезали из крокодильих клоак и жили своей жизнью, вступали в симбиозы с мухами, воняли душно, как и многие из нас. Более того, исследователи наловчились, глядя на лица копролитов, относить их к одному из пяти морфотипов (считай, к разным расам) и даже попытались соотнести эти морфотипы с определенными ископаемыми крокодилами – возможными продюсерами.
Вообще палеонтологи нередко описывают новые таксоны по следам жизнедеятельности древних животных, от которых не осталось скелетов или отпечатков, – так называемые ихнотаксоны (есть еще оотаксоны – для ископаемых яиц, которые сложно соотнести с конкретным родом или видом несушки). В данном случае – это «копротаксоны», и их описано уже немало, хотя поначалу, когда в 1998 году было предложено ввести ихнотаксономию для копролитов, некоторые специалисты противились: «Идея (гав!) …но», – утверждали они, и пес с ними. Все же это довольно удобный инструмент для систематизации знаний о древних покакулях, несмотря на то что «копротаксон» может не иметь четкой привязки ни к геологическому времени, ни даже к той или иной продюсерской группе.
Так, к ихнороду Alococopros («бороздоговнос»), описанному в 2007 году для бороздчатого копролита позднетриасового крокодиломорфа из США (A. triassicus), были также отнесены позднемеловые испражнения из Индии (A. indicus), а буквально этой зимой и экскременты схожего возраста из Марокко (A. milnei), причем авторы описания свежего ихновида не уверены, кто был продюсером – то ли крокодилы, то ли черепахи. Есть даже данные о миоценовых Alococopros – то есть ихнород размазан по всему свету аж на 180 млн лет, если не больше. Впрочем, это не так уж и важно, главное, чтобы копроэкология в конечном счете помогала ученым реконструировать палеоэкологию с ее пищевыми цепями, трофической динамикой, экосистемной эволюцией и прочим (гав-гав!).
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: iScience (Halaçlar et al., 2023)
Вас также могут заинтересовать статьи:
Бразильский копролит поведал о юной жертве продюсера
Втяжная шея черепах развилась не для защиты, а для атаки
Крокодилы против акул
Комментарии: