Собака-Марсобака: друг человека на Красной планете

Астронавтка Дуня Скуц прогуливается с Бобиком по марсианским дюнам – такое светлое будущее нам рисует НАСА на одном из своих постеров. Правда, в чем прикол или смысл там находиться для самого Бобика – неизвестно. В актуальных планах космического агентства собаки, бегающие по Марсу, не значатся – людей бы туда сначала доставить. Но что, если когда-нибудь наши лохматые друзья действительно станут туда с нами летать?

Вообще собаки бывали в космосе. В Советском Союзе в 1950–60-х годах существовала космическая программа, включавшая запуски дворняжек на ракетах сначала в верхние слои атмосферы, а потом и на околоземную орбиту. Конечно, их предварительно готовили: помещали в тесные ящики на пару-тройку недель, разгоняли на центрифуге, приучали к скафандрам и всякое такое. Хотя одного щенка и без подготовки отправили – просто некий Бобик по кличке Рожок (у собак было по нескольку кличек для пущей секретности) прямо перед стартом куда-то сбежал, так что исследователи поймали возле столовки похожую по параметрам дворняжку и запустили в космос. Песика назвали ЗИБ – «Запасной исчезнувшего Бобика». Или «Запасной исследователь без подготовки», как Королев доложил руководству. Хорошо еще, что ЗИБ вернулся живым на Землю. А многие подопытные погибали на разных стадиях полета.

Случай с Рожком наглядно показывает, что далеко не все собаки хотят в космос. И не зря. Перегрузки в начале полета даже для бывалых и хорошо натренированных космонавтов и астронавтов являются сильным стрессом, что уж говорить о существе, которое не понимает, что происходит, замечает Клайв Уинн, профессор психологии в Университете штата Аризона (США), специалист по поведению собак. «Я почти уверен, Ксефа не хочет на Марс, – говорит он о своей восьмилетней сучке, названной в честь древнегреческого писателя Ксенофонта, который писал о собаках. – Если бы мы поместили ее в замкнутое пространство и подвергли громкому шуму и тряске, думаю, она бы убедила нас, что это не то, чего ей хочется».

Ксефа любит кататься в машине с опущенными стеклами. «Вот если бы собаки могли высунуть мордочку в иллюминатор во время полета на Марс – тогда возможно…» – мечтает Уинн. Увы, окошки открывать на космических кораблях настоятельно не рекомендуется. К тому же первые полеты на Марс будут проходить в тесноте да и в обиде, технологий для строительства просторных звездолетов из фантастических фильмов покамест не существует. Борт будет укомплектован лишь самым необходимым, и особого пространства для маневров астронавтов там не предвидится, не говоря уже о том, чтобы играть с собакой в палочку.

Если во время полета не будет обеспечена гравитация, телесные жидкости у всех пассажиров – как людей, так и собак – станут перетекать в направлении головы, и та начнет пухнуть, пока не взорвется. Кости и мышцы будут истончаться и хилеть. Глазные яблоки – сплющиваться, зрение – портиться. Без защиты со стороны магнитного поля Земли резко повысится вероятность рака от солнечной радиации. Люди, может, и да, но собаки на такое не подписывались. «Думаю, брать собаку на космический корабль было бы негуманно», – говорит Уинн.

Даже если люди с собаками долетят до Марса живыми и полумертвыми, там их ожидают ничуть не менее суровые испытания. Местным воздухом дышать невозможно. Грунт неплодороден и токсичен. Гравитация в три раза меньше земной, так что тела продолжат хилеть, а голова – пухнуть. За пределы жилого модуля без скафандра выбежать нельзя – глаза полезут из орбит, как мы знаем из фильма «Вспомнить все».

Собачий скафандр, как и человечий, должен быть снабжен системой коммуникации, чтобы можно было слышать команды и похвалы хозяйки – и чтобы та могла услышать лай. Однако в целом скафандр куда больше ограничивает возможности собаки по сравнению с человеком. Дело в том, что в нем циркулирует один и тот же воздух, а собака – существо обоняющее, у нее в носу 300 млн обонятельных рецепторов (у человека – всего 6 млн), так что в скафандре питомец будет ощущать чувственный дискомфорт и удушье.

«Пес никогда не понюхает роз, – печалится Уинн. – На Марсе нет погоды, и собака никогда не узнает запаха свежего дождя и тухлых луж. Она не сможет обнюхать фонарный столб и понять, что рядом есть другая собака». Справлять нужду придется в подгузник, как это делают астронавты. Но это малую – а как справлять большую? «Не знаю, как из скафандра вычерпывать говняшку…» – задумался психолог.

Лишенная возможности чуять, собака будет бесполезной на Марсе. Она может вынюхивать определенные минералы в образцах грунта, если принести их в жилой модуль, однако проанализировать химию вполне может и машина, причем на месте взятия образца. Собаке же в естественных условиях Красной планеты делать абсолютно нечего. Разве что охранять хозяйку от агрессивных марсиан.

В лучшем случае собака на Марсе может исполнять роль животного компаньона, друга человека. Но даже в этом ее способны заменить какие-нибудь особо милые и дружелюбные роботы, вызывающие у людей симпатию и эмпатию. Если же все-таки важно именно животное тепло, то стоит взвесить «за» и «против» – сопоставить эмоциональную выгоду от близости любимца с этическими аспектами отправки его в опасное путешествие на неизведанную, чуждую планету. «Не лучше ли тогда уж взять кота?» – предлагает Клайв Уинн.


Текст: Виктор Ковылин. Иллюстрация: Vladimir Сhalupa

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Есть ли глаз на Марсе?
О биоэтике космических смертей
Лысая женщина обросла волосами, перестав спать с любимой собакой

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение