Однажды пчела залетела в шорты Майкла Смита и ужалила его в яички. «Если ты занимаешься пчелами и носишь шорты, одна из них легко может туда попасть, – говорит аспирант Корнелльского университета (США), изучающий эволюцию и поведение пчел. – Однако меня удивило то, что было не так больно, как я того ожидал». Это заставило молодого ученого задуматься: в какую точку тела меньше всего хотелось бы получить пчелиное жало?
Обстоятельных и надежных данных по данному вопросу Смиту найти не удалось. Не помог даже Джастин Шмидт со своей шкалой боли. Этот специалист отмечал, что сила боли может зависеть от того, куда ужалили, но каким частям тела бывает больнее всего – не уточнял. Так что Смит решил сам все выяснить. На себе самом.
Методика ученого была такова: он брал пчелу за крылья пинцетом и прижимал к выбранной части тела. После того как пчела вонзала в кожу свое жало, он отстранял ее от дальнейшего участия в эксперименте и отпускал на все четыре стороны, но вот жало не вынимал в течение минуты. После этого определял силу боли по шкале от 1 до 10. Процедура проходила пять раз в день, всегда с 9 до 10 утра, первое и пятое ужаливания производились в предплечье и служили для калибровки ощущений. В общей сложности было проверено на боль 25 точек тела, каждая из которых удостоилась 3 пчелиных жал. «Некоторые места требовали использования зеркала и выпрямленной позиции во время ужаления (например, ягодицы)», – пишет Смит.
Как ни странно, боль имела место во всех локациях тела. Наименее болезненными оказались ранения в череп, плечевую часть руки и кончик среднего пальца ноги (2,3). «Если пчела жалит в верхушку головы – это все равно как тебе разбили яйцо о голову. Боль есть, но проходит», – отмечает ученый.
Больнее всего оказалось получить жало в ствол пениса (7,3), верхнюю губу (8,7) и ноздрю (9,0). «Боль электрическая и пульсирующая, – утверждает Смит. – Особенно нос. Тело реагирует по полной. Ты чихаешь и хрипишь, сопли текут как из ведра. Быть ужаленным в нос – это опыт для всего тела». А как же пенис, спрашиваете вы, представляя, как нелепо раздуется ваше хозяйство от пчелиного жала – ни присунуть, ни изъять. «Да, в этом определенно нет никакого удовольствия, – отвечает опытный специалист. – Но если бы вас заставили выбирать, то уж лучше несколько жал в пиписю, чем одно – в нос».
Когда настала пора наказать жалом нос в третий раз, Смит даже колебался, стоит ли это делать, но все же собрал научную волю в кулак и со всего маху всадил пчелу в несчастную ноздрю. «У меня изначально в списке был и глаз, но мой консультант сказал, что я могу ослепнуть. Ну нет, такого мне не надобно!» – признается исследователь.
Можно было ожидать, что больнее всего там, где кожа тонка или где больше всего чувствительных нейронов. Однако, например, ладонь с ее толстой кожей болела у Смита гораздо сильнее, чем тонкокожая рука или голова. А верхняя губа страдала гораздо больше среднего пальца при почти одинаковом количестве нейронов.
Ученый понимает, что его анатомия боли может отличаться от других людей. Но коллеги, которым он предложил испробовать методику на себе, чтобы увеличить выборку, предпочли признать, что в целом полученное Смитом распределение, пожалуй, верно, и нет смысла повторять, и поспешили поскорее отделаться от настойчивого ученого с озлобленной пчелой в руке.
Конечно, сложно обвинить Майкла Смита в том, что у него в итоге оказалась такая маленькая выборка – один человек. Хотелось бы как минимум знать об отличиях женских ощущений и их болевой карты – ведь у женщин есть множество органов, которых нет у Смита. Есть вопросы к самой методике: можно предположить, что шокированная пчела, которую прикладывают к коже, держа пинцетом за крылья, и свирепое насекомое, защищающее свой улей, – это не одно и то же. Кроме того, не все пчелы одинаково ядовиты: хотя Смит брал исключительно тех, кто стоял на страже улья, нельзя исключить, что какие-то охранники содержали в себе меньше токсина или попросту были добрее по характеру.
Наконец, 25 точек – это недостаточно. Ученому следовало не только расширить географию наружных ужалений, но и запустить пчел внутрь себя. Пчеловоды отмечают, что больнее всего получать жало под ноготь, внутрь уха, в язык и небо (поэтому, если на вас нападет рой пчел, не советуем кричать и открывать рот, лучше покорно подставить убийцам наружные органы). Насчет головы есть сомнения – некоторые говорят, что боли там можно поставить 8 баллов. Верхнее веко тоже входит в топ, жаль, что Смит побоялся засадить туда пчелу. И разумеется, всем интересно, насколько болезненно пчела жалит в пупок, головку пениса и, прости господи, анус. Есть отдельные свидетельства, что это просто адски больно. Очевидно, исследование необходимо повторить с учетом всех этих оплошек. Кто готов?
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: PeerJ (Smith, 2014)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью, мы будем рады. Но, пожалуйста, не копируйте ее целиком в соцсети или куда-либо еще без договоренности с редакцией. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Может ли скука быть позитивной?
Противоядие с ядом растут друг с другом рядом
Пенис мне в головогрудь! Раскрыта тайна секса пчелиного паразита
Комментарии:
Обсуждение закрыто.