В костях динозавра обнаружены живые бактерии

В этот день ровно 76 млн лет назад внушительное стадо рогатых динозавров Centrosaurus apertus утопло в реке на территории нынешней провинции Альберта в Канаде. Мириады бактерий населяли их тела при жизни, другие мириады пришли им на смену после смерти, за миллионы лет одни мириады сменяли другие, и даже сейчас в окаменевших костях живут необычные бактерии. Они каким-то образом пробрались внутрь и выживают там на хлебе и воде.

Беспечные центрозавры решили переплыть реку. Результат – тысячи утопших, чьими костями усыпан провинциальный парк Дайносор, штат Альберта (Канада). Иллюстрация: Gregory Paul.

Кости кому-то могут показаться неживыми, недаром они символизируют смерть. Но оказывается, в них может поддерживаться жизнь. Не только в течение дней и недель после кончины обладателя, когда свою работу по утилизации плоти выполняют некробиотические микробы, но и сильно после, когда все мягкие ткани уже давно исчезли, когда кость давно превратилась в камень и погребена под многометровыми наслоениями минувших миллионов лет.

«Кости – убежище, – считает палеонтолог Эван Саитта из Филдовского музея естественной истории в Чикаго (США), руководитель научной группы, откопавшей недавно новый скелет центрозавра с живыми бактериями внутри. – Они пористые, и в них есть место для процветания микробов, много фосфатов и железа, они могут впитывать влагу».

«Я полагал, что кость динозавра должна быть чем-то вроде запечатанного саркофага, – дивится микробиолог Туллис Онстотт из Принстонского университета (США), работавший с Саиттой. – Отнюдь нет. Это, по сути, дом для бактерий. Возникает вопрос: неужели у всех динозавров так?»

Исследователи предприняли все возможные меры предосторожности, чтобы не допустить загрязнения костных образцов центрозавра при извлечении их из породы. Они мыли спиртом перчатки и маски, стерилизовали инструменты, доставали кости вместе с оболочкой из аргиллита и сразу заворачивали в стерилизованную фольгу. «Стерильно собирать кости в принципе невозможно, поскольку палеонтологические техники за сто лет особо не поменялись, но думаю, мы проделали хорошую работу», – говорит Саитта.

В лаборатории ученые подвергли фрагменты костей биохимическим тестам и выявили множество аминокислот – составных частей белков. Не древних, а современных. Вероятно, микробного происхождения. Микробной ДНК в костях также оказалось очень много – в 50 раз больше, чем в непосредственно окружающем их аргиллите. Эти микробы уже были там до извлечения костей! Под микроскопом даже можно было рассмотреть отдельные бактерии.

В обнаруженном микросообществе костей динозавра преобладали виды, сильно отличающиеся от тех, что жили в окружающей породе. Точно идентифицировать их не удалось, но около 30% ДНК сильно смахивало на гены Euzebya tangerina – бактерии, найденной в эпидермисе японской голотурии Holothuria edulis. «Это не то, с чем я обычно встречаюсь, и мы пытаемся выяснить, что эти бактерии собой представляют, – говорит Онстотт. – Видимо, в кости есть что-то такое, что благоприятствует этой конкретной разновидности бактерий».

Данное неожиданное открытие возвращает научное сообщество к дебатам по поводу динозавровых белков, которые якобы способны сохраняться в нетленном виде в мезозойских костях, согласно некоторым смелым исследователям. Теперь, зная о возможности проникновения современных бактерий в ископаемые кости, необходимо предъявлять еще более крепкую аргументацию против возможной микробной природы таких белков.

Текст: Виктор Ковылин. По материалам: The Atlantic
Научная статья: bioRxiv (Saitta et al., 2018)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Микробиологи открыли дельфинобактерий