Ап! И Дима – самый древний сапиенс в Европе

Ключевая фигура Музея антропологии Афинского университета – это череп Апидима-2. Его муляж – самый правый в витрине, посвященной «пренеандертальцам». Центральное место в ней занимает череп из Петралоны с севера Греции, слева от него – французский Араго, справа – немецкий Штейнгейм. Все эти находки прошлого века сегодня относят к виду Homo heidelbergensis, описанному по нижней челюсти из Мауэра, что неподалеку от Гейдельберга (Германия), – ее муляж тоже тут, на витрине. В Европе гейдельбержцы постепенно трансформировались в неандертальцев, а в Африке – в сапиенсов. Около 45 тысяч лет назад сапиенсы начали методично заселять неандертальскую Европу. Однако их ранние представители мигрировали туда и раньше – и согласно новому исследованию, пещера Апидима на юге Греции служила им пристанищем.

Черепу Апидима-2 в музее посвящена и отдельная витрина: там показаны стадии его извлечения из брекчии, на фотографиях – вид из пещеры на залив Ионического моря, сравнение с петралонским черепом, находка в брекчии in situ, рядом висит и гипсовая копия этой брекчии. И череп в ней не один. Логично: если есть Апидима-2, то должна быть и Апидима-1. Так вот это она и есть – левая половинка черепной крышки, впечатанная в брекчию рядом с главным черепом музея. И эта крышка теперь грозит отвоевать звание главной музейной достопримечательности у своего более целого собрата.

Их так и нашли вместе в конце 1970-х в пещере на полуострове Мани. Все внимание, конечно же, досталось черепу – у него ведь даже лицо имелось симпатичное, для палеоантропологов такие цельные находки – большая радость. Крышку по большей части игнорировали – считалось, что она принадлежит тому же виду, что и череп, то есть раннему неандертальцу или позднему гейдельбержцу, да и захоронена была в одно время с ним. Точно датировать находки было сложно – фрагмент брекчии отколупали из-под потолка пещеры, никаких осадочных пород, чей возраст можно легко определить, рядом не отложилось, пещеру много раз затапливало во время межледниковий, и эрозия хорошенько там поработала до прихода антропологов. Вероятно, черепа были смещены со своих исходных позиций и рядом оказались случайно, а потом сцементировались в брекчию.

И вот наконец научная группа Катерины Харвати, профессора Тюбингенского университета (Германия), тщательно проанализировала следы урана в каждом из черепов, чтобы определить их возраст. Кроме того, ученые отсканировали кости и реконструировали исходный облик черепов с помощью современных технологий: сильно покоцанный и покореженный череп Апидима-2 собрали из 66 оцифрованных осколков, а искаженную половинку крышки Апидима-1 зеркально отразили – и с удивлением уставились в образовавшийся затылок.

Образцы Апидима-2 (вверху) и Апидима-1 (внизу) и их цифровые реконструкции.

Череп Апидима-2 по своим морфометрическим характеристикам оказался ближе к неандертальцам, его датировка – 170 тысяч лет, что согласуется и с предыдущими оценками. Хороший такой ранний неандерталец, что было вполне ожидаемо. Результаты исследования крышки Апидима-1, напротив, оказались полной неожиданностью для ученых. Это был… сапиенс. Затылок – округлый в профиль, без типичного неандертальского «шиньона», и округлый с тыла, не «бомбочка» приплюснутая, как у неандертальцев. Но самое удивительное то, что его обладатель жил в Греции 210 тысяч лет назад! Это древнейшее свидетельство присутствия Homo sapiens за пределами Африки (прежний рекорд был заявлен в начале 2018 года: в пещере Мислия в Израиле обнаружился фрагмент челюсти с зубами возрастом 177–194 тысячи лет). «Сперва я не могла в это поверить, – говорит Харвати. – Однако все анализы дали один и тот же результат».

Получается, сапиенсы добирались до Европы уже в столь ранние времена и даже проживали на полуострове раньше неандертальцев. Насколько им удалось тогда продвинуться дальше вглубь континента и долго ли они там жили, прежде чем неандертальцы вытеснили их (да и вытеснили ли?), – эти и другие вопросы тут же возникают в связи с новым открытием. По-видимому, неандертальцы и сапиенсы попеременно сменяли друг друга в Южной Европе – как и на Ближнем Востоке, где 250–40 тысяч лет назад наблюдалась схожая картина. Оттуда, из Леванта, скорее всего, сапиенсы и приходили в Европу. А потом уходили – может, климат был слишком нестабильный для них, или местная фауна пришлась не по вкусу, или конкурировать с более адаптированными неандертальцами не хватало сил и смекалки. Либо просто неандертальское присутствие рядом напрягало.

В 2017 году палеогенетики выявили аномальную сапиентность митохондриальной ДНК одного неандертальца с юга Германии с рассчитанным возрастом 316–219 тысяч лет и на основании этого высказали гипотезу о ранних миграциях сапиенсов в Европу и скрещивании их с местными неандертальцами. Поскольку мтДНК передается по женской линии, резонно предположить, что в те времена женщины разумные были не прочь замутить с неандертальскими крепышами либо те просто овладевали ими по своему хотению в отсутствие всяких законов о харассменте. А что, разумные женщины очень привлекательны. Да и внешне они явно симпатичнее неандерталок, любой подтвердит. Но едва ли такое положение дел нравилось мужчинам, и неудивительно, что они быстро разочаровывались в Европе и уводили свой народ восвояси – выбор в таких обстоятельствах вполне разумный. Так или иначе, сапиенс из Апидимы выглядит подтверждением палеогенетической гипотезы ранних миграций, хотя к ней у специалистов есть ряд вопросов.

Пещера Апидима. Здесь был Дима.

Вопросы есть и к обсуждаемому исследованию. Американский специалист по уран-ториевому методу Уоррен Шарп отмечает, что образцы Апидимы-1 «не хорошо себя ведут» – выдают довольно широкий диапазон возможных датировок, от 300 до 40 тысяч лет, что заставляет усомниться в заявленном возрасте черепной крышки. Некоторые палеоантропологи высказывают сомнения в том, что это вообще сапиенс. Греческие и французские исследователи в недавней научной публикации относят крышку к неандертальской линии. А российский антрополог Станислав Дробышевский критикует 3D-реконструкцию, называя ее кривой: «Если бы расположить теменные кости адекватно, свод заметно расширился бы в нижней части и стал бы образцово неандертальским или гейдельбергским. Тогда никакого противоречия двух находок не было бы!»

Даже в предложенном авторами виде затылок Апидима-1 едва ли можно отнести к классическим Homo sapiens. Прежде чем судить о видовой принадлежности этого древнего грека, неплохо бы взглянуть ему в лицо, которого нет. В его глазницах вполне могла бы сквозить гейдельбержская архаика или хитрая неандертальская ухмылка.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Nature (Harvati et al., 2019)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Homo sapiens 300 тысяч лет? Ну не
Новый метод поиска сенсаций в мешке костей из Денисовой пещеры
Ничего особенного, просто красивые камушки, которые нравились древним людям

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение