В Атлантике теперь есть Большой саргассовый пояс, и это новая норма

Годами вы копили на карибский отдых, и вот ваша мечта осуществилась: лежите вы на пляже барбадосском, под солнцем бледнотелость разверстав. Как вдруг из океана прям на ваше тело выносит тонну водоросли бурой – Sargassum начинает портить воздух и гнить на вашем пухлом животе. На вонь стремительно сбегаются букашки и вьют себе гнездо у вас в пупочке. За ними следом прилетают пташки и больно вас клюют в грудной сисюн. Дельфины и морские черепашки плывут наверх смотреть на ваши муки, но оплетают их тела саргассы, и застревают насмерть звери в них. Кораллы с травами морскими почти сразу от преющих саргассов захирели, ну а рыбульки, глядя на все это, ушли топиться с горя в глубину. Мулаты местные отправились рыбачить, но катера увязли в бурой флоре, а сети – те, что чудом не порвались, – приволокли лишь липких мертвецов…

Саргассы захватили Барбадос. Фото: Murray Symphorien.

Раньше на карибские берега выносило не так много саргассов, но с 2011 года практически ежегодно (только в 2013 году не было) стали происходить их нашествия, особенно суровые в 2015-м и 2018-м – год назад в Барбадосе даже было объявлено чрезвычайное положение. В некоторых странах вдоль побережья устанавливали сети против водорослей, пытались расчищать пляжи граблями и экскаваторами – но саргассы все равно оккупировали их. Туристам пришлось отступить, а кто не успел – того водоросли взяли в плен и хладнокровно замочили. Спутники, которые видят инфракрасный свет, отражаемый хлорофиллом саргассов, проследили их необычный маршрут: в апреле 2011 года водоросли стали собирать войско у берегов Бразилии, в районе устья Амазонки, что намного южнее их обычного произрастания, а к июлю они распространились поперек всего Атлантического океана, от Карибских островов до Африки!

Теперь этот Большой Атлантический саргассовый пояс, как назвали его американские океанографы и биологи в журнале Science, формируется каждое лето. В июне прошлого года он был особенно жирным – 22 млн тонн водорослятины! И это еще спутники не замечают мелкие пучки саргассов, лишь самые крупные скопления высвечиваются на радарах. Пояс не сплошной, а рассеянный по огромной территории. И он не связан родством с Саргассовым морем, которое расположено к северу, – ученые подтвердили это с помощью компьютерной симуляции движения водорослей в атлантических течениях. По всей видимости, он формируется на основе местных, тропических саргассов.

Плотность саргассов в 2011–2018 годах. Иллюстрация: University of South Florida.

Но естественные скопления саргассов в тропиках существовали всегда. Почему лишь в этом десятилетии они вдруг взбесились и стали люто размножаться? Исследователи связывают это с двумя факторами, проявляющими себя по разные стороны Атлантики: весенний слив большого количества удобрений в Амазонку и зимний подъем богатых нутриентами глубинных вод у Западной Африки. Все это происходит на фоне колебаний температуры поверхностных вод океана и зависит от присутствия в них достаточного для буйного роста количества саргассов – еще два фактора.

Так, в 2009 году в Амазонии выпало особенно много дождей, река разлилась пуще обычного и вынесла в океан тонны питательных веществ. При этом соленость близлежащего океана временно понизилась из-за пресной речной воды, а в 2010 году еще и аномальная жара стояла – саргассы такое не любят, поэтому тем летом они не стали дурить, а вот в 2011-м пустились во все тяжкие, тем более что и возле Африки апвеллинг усилился. В 2013 году количество веществ, принесенных Амазонкой, снизилось, а температура поверхности океана повысилась снова, так что водоросли опять вели себя смирно. Но больше такого не будет. Чем больше водорослей цветет летом, тем больше их остается на зиму, чтобы на следующий год вновь расплодиться при подходящих условиях. После череды успешных цветений уже сложно представить, что им придет конец. Так что Большой Атлантический саргассовый пояс – это, похоже, новая норма.

Большой Атлантический саргассовый пояс в этом году. Фото: Mengqiu Wang.

Вместе с тем авторы исследования подчеркивают, что прямых доказательств их гипотез пока нет. Есть лишь корреляции цветений с ростом использования удобрений и стоком из-за вырубки лесов. Спекулировать приходится из-за отсутствия регулярных измерений или хотя бы оценок означенных выше факторов. К примеру, ученым удалось найти данные по питательным веществам Амазонки лишь за 2010 и 2018 годы – в последний раз их действительно было значительно больше, чем и можно объяснить прошлогодний максимум. А может, и нельзя. Увеличение это может быть связано с удобрениями и вырубками – а может и не быть. Для регулярных замеров нужны регулярные деньги, и немалые, сетуют авторы, демонстрируя пустые карманы своих брючек.

Температура поверхности океана – единственное, что измеряется регулярно: вода теплеет. Казалось бы, это должно со временем приструнить саргассы. Но не спешите обольщаться: потепление происходит медленно, а водоросли алчны и нетерпеливы, тянуть с порабощением планеты не будут. Кроме того, циркуляция вод у западных берегов Африки может усилиться в случае изменений сезонных паттернов дождей и ветров. Другие факторы тоже, возможно, оказывают влияние – океанские течения меняются, из Сахары ветра приносят богатую питательными веществами пыль, планета обрастает пластисферой. К тому же некоторые аспекты цветений остаются неизученными в естественной среде и порой вызывают недоумение. «Если вокруг столько азота и фосфора, почему другие водоросли не растут так же быстро, как саргассы? – вопрошает Чуаньминь Ху, руководитель исследования. – У меня ответа нет».

Малютка бисса (Eretmochelys imbricata) вылупилась на берегу, но не смогла нырнуть в море из-за саргассов, оккупировавших прибрежные воды на востоке острова Антигуа (Антигуа и Барбуда) в Карибском море. Фото: Martha Watkins Gilkes.

Сами саргассы тоже претерпевают экологические трансформации. В последних цветениях принимали участие разновидности, генетически отличные от традиционных для данного региона и редко встречавшиеся здесь раньше. Они происходят с юга и не похожи на те, что растут в Саргассовом море, с ними связаны немного другие сообщества организмов, и вообще о них пока что мало что известно. Непонятно, как цветение влияет на их экологию, и потому сложно предсказать их реакцию на будущие изменения.

Прогнозировать, к каким именно берегам бросят свои наступательные флотилии вероломные саргассы, тоже проблематично. Ясно одно: теперь каждый год людям придется готовиться к атакам водорослей точно так же, как и к разрушительным тропическим ураганам. Наблюдения показывают, что в первой половине текущего года саргассы вели себя еще хуже, чем в прошлом году, так что пляжи Карибских островов и южной Флориды снова в опасности.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Science (Wang et al., 2019)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Морская капуста выросла на червяках
В Карибском море обнаружили «рарифотическую» зону
Необитаемый остров пластикового мусора

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение