Как известно, почти все мешкоязычные моллюски (Sacoglossa) – а их в мире насчитывается более 300 видов – питаются водорослями, а некоторые даже сохраняют себе на память их хлоропласты и фотосинтезируют на свету, этакие листики брюхоногие. Но есть две исключительные слизняши, которые водорослей не трогают, а поедают яйца других моллюсков (особенно из группы Cephalaspidea), – это Calliopaea bellula, обитающая на северо-востоке Атлантического океана и в Средиземном море, и Olea hansineensis из северо-восточных вод Тихого океана.
Недавно к ним присоединилась третья: Olea hensoni – новый вид, названный в честь американского кукольника Джима Хенсона, создателя «Маппет-шоу». Идея имени пришла в голову зоологу Патрику Кругу, специалисту по мешкоязычным из Университета штата Калифорния (США), когда он размышлял о кремовой окраске моллюска, столь отличающейся от типичной для группы – зеленой. «Мне тут же вспомнилась песня лягушонка Кермита о том, как непросто быть зеленым, и я тут же рассмеялся, потому что вспомнил, как в детстве ел на завтрак яйца и смотрел «Улицу Сезам», – признается Круг. – Джим Хенсон был одним из тех людей, которые творили вещи образовательные, позитивные и эффектные, тем самым делая мир лучше. Это то, что заслуживает чествования». Насколько известно ученому, O. hensoni – первое животное, названное в честь Хенсона.
Эта куколка похожа на свою сестричку O. hansineensis не только именем, но и редуцированной радулой (теркой), а также укороченным пениальным стилетом – или, по-простому, пенисом, который бог весть для чего нужен этим гермафродиткам. Ученые помазали пенис позолотой и рассмотрели его в сканирующем электронном микроскопе: по форме он оказался похож на гениталии некоторых мешкоязычных моллюсков и плоских червей, которые фехтуют своими пенисами, норовя вонзить стилет в полового спарринг-партнера и травматически его осеменить. Впрочем, самого спаривания O. hensoni в лаборатории наблюдать не удалось.
Что любопытно, живет O. hensoni по другую сторону Северной Америки от O. hansineensis – в субтропической воде Мексиканского залива у берегов Флориды, то есть на западе Атлантики. Авторы открытия предполагают, что это реликтовый слизень, предки которого забрели когда-то из Тихого океана в Карибский регион, а потом проход резко захлопнулся образовавшимся Панамским перешейком, и моллюски стали эволюционировать в тепле и изоляции от сестринской популяции Olea, оставшейся в прохладной северной Пацифике.
Питается атлантическая Оля, как и следовало ожидать, яйцами других морских слизней и улиток. Наивные моллюски упаковывают свои яйца тысячами в слизистые капсулы – это неплохая защита от многих хищников, но только не от Olea. «У нее есть особый зубец, которым она пыряет желеобразную яйцемассу, проделывая в капсуле дырочку, чтобы высасывать через нее яйца или зародышей, словно шарики из жемчужного чая, – объясняет профессор Круг. – Эти необычные моллюски – венерины мухоловки мира слизней, из безобидных дружелюбных созданий они превратились в хищников!» Пока непонятно, в чем состоят преимущества такого рациона перед водорослями и не слишком ли тупиковое это решение с точки зрения эволюции.
Текст: Виктор Ковылин. Фото: Gustav Paulay
Научная статья: Zootaxa (Filho et al., 2019)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Токсичный симбиоз моллюска, водоросли и одомашненной бактерии
Как черви фехтуют пенисами и делают селфинг
Зародыши ржавых акул-нянек бродят между матками и пожирают яйца
Комментарии: