Пчелы, расслабьтесь. Австралийский кустарник Коноспермум (приятель Батрахоспермума) вполне может опыляться муравьями: его пыльца выработала устойчивость к их кутикулярным выделениям, которые они используют для личной и гнездовой гигиены.
Это первый пример подобной адаптации в мире растений. Обычно противомикробная жижица муравьев снижает жизнеспособность пыльцевых зерен, хоть они и не микробы. Опыление растений муравьями — явление редкое: в научной литературе зафиксировано 46 примеров, но во всех этих случаях муравьи не очень токсичны — пыльце попросту везет. А вот коноспермумы именно что приспособились к муравьиным выделениям биохимически!
«Муравьи традиционно рассматриваются как угроза — воришки нектара, чья агрессия держит в страхе других насекомых — потенциальных опылителей, — говорит Никола Делнево, аспирант Университета Эдит Коуэн в Перте (Австралия), первый автор исследования. — Однако эти растения, известные как «дымящиеся кустарники» (smokebushes), в процессе эволюции научились использовать муравьев в своих интересах».
Соцветия коноспермумов с белесыми мохнатыми цветками издалека напоминают клубы дыма. Нет дыма без огня, а цветка — без опылителя. Довольное столь незатейливым переходом повествования от дыма к опылению, насекомое садится на цветок, шурудит мандибулами в поисках нектара и тут же получает пестиком по «рыльцу». Изначально пестик напряженно согнут, но активность гостя служит спусковым крючком для его резкой переброски и удара по букашке влажным рыльцем. Если насекомое принесло с собой пыльцу, то она налипает на рыльце — происходит опыление. Одновременно пыльники тычинок осыпают букашку уже своей пыльцой, после чего та, облипшая и по-прежнему довольная, улетает на другой цветок — добывать нектар, а заодно и опылять. Кроме тех случаев, когда пестик насмерть укокошивает гостя — столь мощно он дергается. Обычно жертвами пестика коноспермума становятся мелкие мушки или муравьишки — «неэффективные опылители», как называют их ученые.
Муравей Camponotus molossus в этом плане исключение — он достаточно большой, чтобы пестик его не убил, и в силу устойчивости пыльцы к его токсинам может служить прекрасным опылителем для Conospermum undulatum и других коноспермумов. Прорастание пыльцевого зерна при опылении их этим видом муравьев оказалось успешным примерно в 80% случаев! Это сопоставимо с результатами пчел Leioproctus conospermi — специализированных опылителей, способных проникнуть в узенькие цветочки данных растений.
У двух других видов муравьев — Camponotus molossus и Iridomyrmex purpureus — тоже отличные показатели: около 70% прорастаний. А вот прорастание пыльцевых зерен растений других родов муравьи заметно подавляют. Каков конкретный биохимический механизм сопротивления пыльцы коноспермумов муравьиным выделениям, еще предстоит понять. Возможно, роль играет еще и исключительно быстрый рост пыльцевой трубки из их пыльцевых зерен — токсин попросту не успевает им навредить.
В любом случае в эволюционном плане полагаться исключительно на опыление местными пчелами рискованно, считает Никола Делнево, поэтому новооткрытый муравьино-коноспермумовый симбиоз — это прекрасная новость в свете грядущего пчелиного вымирания.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Annals of Botany (Delnevo et al., 2020)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Геликония чмокает колибри выпрыгивающими тычинками
Перуанская орхидея завлекает опылителя дуэтной мимикрией контраста
Муравьи привечали бактерий ради антибиотиков неоднократно и задолго до людей
Комментарии: