Суетлива жизнь раков-отшельников: по мере роста им приходится то и дело менять раковины на более крупные, а при дефиците оных использовать мусор – жестяные емкости или даже детали лего. Но некоторым глубоководным отшельникам повезло: у них есть необычные друзья, благодаря которым не нужно менять домики. Эти друзья, можно сказать, сами являются их домиками, которые растут вместе с ракообразными жильцами. У каждого такого рака не просто один обрюзгший друг, а целая колония поджарых друзей, сплотившихся вокруг его нежного членистоногого тельца.

Эти друзья – коралловые полипы. Они поселяются на раковине, в которой приютился рак-отшельник, и начинают потихоньку ее растворять, постепенно обрастая и ее обитателя. В конечном счете раковину замещает так называемый карциноэциум – производимая полипами хитиноподобная псевдораковина, которая меняет свои размеры по мере роста жильца и транспортного средства в одном лице. Полипы и рак овладели друг другом – это взаимовыгодный симбиоз, или мутуализм.

Из полипов с карциноэциумами больше всего известны актинии – их разнообразные симбиозы с раками-отшельниками изучены вдоль и поперек. Намного меньше известно о симбиозах раков с зоантариями, поскольку наблюдать их можно лишь на больших глубинах, куда не всякий ученый отважится нырнуть. Есть, например, два десятка видов зоантарий Epizoanthus, вступающих в симбиотические отношения с отшельниками, и их таксономический анализ уже сто лет не проводили. Но несколько лет назад биологи выловили представителей рода в водах Японии и Австралии в западной части Тихого океана, проанализировали их и недавно описали три новых вида.

Один из них получил имя E. xenomorphoideus, «ксеноморфоподобный», в честь лицехватов из фильма «Чужой». На первых фотографиях в этой статье его колония овладела раком Sympagurus dofleini. В ней выделяются три дорзальных («спинных») полипа, один вентральный («брюшной») и 12 маргинальных. Особей подняли с глубины 270–350 метров, со дна так называемого моря Кумано – это часть Филиппинского моря у японского полуострова Кии. Не исключено, что к этому же виду можно причислить и находку начала прошлого века из Бенгальского залива (1483 м), отнесенную по ошибке к виду E. paguriphilus, у чьих колоний, по идее, не бывает дорзальных полипов.

Еще два вида из австралийских вод образуют колонии поменьше, тоже в ассоциации с раками из семейства Parapaguridae. Вид E. australis («южный») был открыт на километровой глубине с юго-восточной стороны континента, у него в колониях один дорзальный и 4–6 маргинальных полипов. А на глубине свыше двух километров обитают E. gorgonus, в их колониях один вентральный полип и 5–7 маргинальных – они напомнили ученым змей на голове мифической Медузы Горгоны.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Systematics and Biodiversity (Kise et al., 2019)
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Редкий симбиоз: актинии на губках
Юные крабоиды катаются на морских хрюшках
Крылатый Чужой обнаружен в земном янтаре
Комментарии: