Парадоксальная мимикрия личинки зеленомошницы

Разглядеть животное на мхе не так-то просто без стрелочки-помощницы. Приглядись, куда она указывает, и увидишь личинку зеленомошницы!

Личинка зеленомошницы Liogma mikado ползет по мху (голова слева).

Конечно, неслучайно так называют этих похожих на комаров букашек, относящихся к семейству Cylindrotomidae отряда двукрылых: личинки их выглядят так, будто они детеныши мхов, а не насекомых. Великолепная мимикрия! Они не только зеленые, как мох, но и несут на своем покрове мясистые выросты, напоминающие листочки. Ни один хищник не распознает на мхе силуэт личинки, если рядом стрелочку не установить.

Личинка зеленомошницы Liogma brevipecten как она есть (голова слева).

Как недавно выяснила японская биолог-тян Юме Имада из Университета Эхиме, посвятившая десять лет поиску личинок зеленомошниц в Японии и Северной Америке, самые длинные выросты характерны для водных видов. Прежде ученые предполагали, что они выполняют функцию жабр, то есть поглощают растворенный в воде кислород через кутикулу. Однако доктор Имада не нашла никаких признаков данной функции в ультраструктуре поверхности выростов. Водные личинки вполне успешно вдыхают кислород через дыхальца (специальные отверстия в теле, в данном случае на анальном сегменте), точно так же как и личинки наземных видов зеленомошниц. У последних, к слову, выросты часто несут на себе дополнительные мини-лопасти.

Спинные выросты личинки Cylindrotoma japonica (А) просты, а у личинок Diogma glabrata (B), Liogma mikado (C) и Triogma kuwanai (D) они куда сложнее. Первая живет и питается на цветковых растениях, три других – на наземных мхах. Личинка Phalacrocera replicata (E) живет и питается на водных мхах, у нее выросты очень длинные.

Еще одно открытие Юме Имада сделала, когда с кавайной улыбкой разрезала тело личинки пополам и взглянула на поперечный срез: оказалось, что боковые выросты содержат мускулатуру! В спинных и брюшных ее нет, там просто кутикула утолщена, а вот в боковых мышцы есть и напоминают те, что имеются в ножках гусениц! Таким образом вскрылась новая вероятная функция выростов юных зеленомошниц – локомоция (а также, возможно, цепляция-прикрепляция). По всей видимости, боковые выросты помогают личинкам ползти по влажному и скользкому ковру из мха.

Поперечный срез личинки зеленомошницы через сегмент брюшка. Видны мышцы в боковых выростах (стрелочки в помощь).

Личинки зеленомошниц, живущие на растениях, согласно доктору Имаде, больше подвержены риску стать жертвой хищника, чем личинки родственных комаров-долгоножек, живущие в почве или гниющей древесине. Меж тем нельзя не обратить внимание на вот какой парадокс их эволюции: хищников с нормальным зрением, от которых можно было бы прятаться, прибегая к мимикрии, в местах их обитания вроде как и нет! Может быть, это никакая не мимикрия вовсе, а переходная стадия от мха к насекомому? Животное – порождение растения, почему бы и нет: в конце концов, младенцев ведь тоже находят в капусте.


Текст: Виктор Ковылин. Фото: Yume Imada. Научная статья: Zoological Journal of the Linnean Society (Imada, 2020)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими друзьями и подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Живые листики найдены на Борнео
Комары покусали американских ламантинов
Морская капуста выросла на червяках

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение