Как семена замии ложнопаразитной попадают на древеса?

Липкие вонючие желтые пирамидки – семена замии ложнопаразитной (Zamia pseudoparasitica) прямо-таки созданы для того, чтобы упасть и воткнуться в почву округленным острием, пустить корешки и вырасти в миловидную шишечку на теле земли. Но это именно то, что данному растению совершенно не нужно. А нужно ему вот что: уткнуться в стволовую щель на высоте 7–20 метров и раскинуть по чужим ветвям свои перистые листья – этакая жутковатая пальмочка, растущая на дереве. Это единственный известный эпифит из тысячи с лишним видов голосеменных. Вот только как его семена оказываются на деревьях?

Сами они из шишки на ствол не переползут, тем более на соседнее дерево – нет лапок. Ветер их не подхватит и не перенесет – слишком тяжеленькие (и крупненькие: длина 2,5 см, диаметр 1,5 см). Скорее упадут на лесную подстилку, но там у них нет будущего. Значит, кто-то их перетаскивает – какая-то зверушка или пташка, крылатая или древолазающая, семеноядная или семенокакающая. Но кто же это, кто? Распространителя семян не видел ранее никто.

Саговник Zamia pseudoparasitica в национальном парке Санта-Фе в Панаме. Замии – древние растения: этот род появился еще во времена динозавров, в конце мелового периода. Фото: Pedro Luis Castillo, Smithsonian Tropical Research Institute.

Панамские экологи решили исправить ситуацию и в октябре 2019 года установили в лесах на западе Панамы фотоловушки возле трех шишек Zamia pseudoparasitica. К началу национального карантина в марте 2020-го камеры успели нащелкать более 270 суток фотосьемки, после чего ученые, послушно надев маски, принялись внимательно вглядываться в снимки в поисках летучих мышей и туканов – предполагаемых распространителей. Никого из них, однако, они не увидели. Зато увидели вот каких зверей: опоссумов, белку, капуцина, кинкажу, олинго, тамандуа, селенидеру. Желтоухая селенидера (Selenidera spectabilis) – это даже не зверь, а птица из семейства тукановых, и ее сняла не фотокамера с ветвей, а исследователь с земли. Достав из шишки семена, она просто уничтожила их – не совсем то, что ожидается от распространителя.

Мексиканский тамандуа (Tamandua mexicana), «лесной вонючка» в «жилеточке», вообще мимо прошел, что и неудивительно, ведь он муравьед, любитель термитов и муравьев, а не шишек и семян. Карликовая белка (Microsciurus sp.), напротив, спец по семенам, однако ни единого семени замии она не взяла, хотя и посидела на шишке. Опоссум Робинсона (Marmosa robinsoni) тоже ими не заинтересовался. А вот центральноамериканские пушистые опоссумы (Caluromys derbianus) оказались довольно частыми гостями: они обследовали незрелые шишки и даже лизали их у основания, но семена опять-таки проигнорировали. Как насчет кинкажу (Potos flavus)? Вот так скажу: эти родственники енотов вели себя так же, как пушистые опоссумы.

Животные, запечатленные возле шишек замии ложнопаразитной: карликовая белка, капуцин-имитатор, кинкажу, келтоухая селенидера (на самом деле желтоухая, но раз все остальные начинаются на «к», то и она тоже должна).

И тут на дереве появился капуцин-имитатор (Cebus imitator), знатный семясеря: эта обезьянка любит пообедать лесными семенами, а потом испражнить их в другом месте. Явный подозреваемый! «Как только я увидел первое фото с ним, я сразу такой: о да, что-то в этом есть!» – вспоминает Клаудио Монтеса-Монеро, аспирант Смитсоновского института тропических исследований (Панама) и ведущий автор исследования. Но, полистав фотки с капуцином, он быстро понял, что тот лишь имитировал интерес к шишке и после беглого с ней ознакомления покинул замию. «Я сразу такой: ты меня разочаровываешь, дружок!»

Остался лишь олинго. Бинго! Пушистохвостый олинго (Bassaricyon gabbii) – представитель семейства енотовых, похожий на кинкажу, ночной зверь-древолаз и известный любитель фруктов – оказался самым частым посетителем замии ложнопаразитной, причем был замечен многократно на всех трех поднадзорных шишках в трех национальных парках Панамы. В отличие от остальных зверей он проявил в отношении шишек большой энтузиазм, как если бы они были его добрыми приятелями: нюхал, тыкал, терся, грыз. В начале сухого сезона, когда шишки еще незрелые, олинго словно оценивали их на перспективу, безуспешно пытаясь выцепить семена, как будто «ждали, когда эти сосунки созреют», комментирует снимки Роланд Кэйс, специалист по олинго из Университета штата Северная Каролина (США). В январе шишки раскрылись, и олинго легко достали пахучие семена зубами и когтями, набили ими рот по два, четыре или даже восемь сразу, после чего упрыгнули во тьму.

При всех фотоуликах, однако, исследователи не спешат с однозначными выводами. На снимках олинго лишь закладывают семена за щеки по-хомячьи, но не едят их сразу. Может быть, они глотают их целиком и затем испражняют без сладких оболочек где-то на деревьях готовыми пустить ростки. А может, разгрызают и жуют, нанося им необратимые повреждения. И даже если семена выживают после прохода сквозь олинготракт, это не значит, что в их дальнейшем распространении не принимает участие кто-то еще. Чтобы узнать наверняка, надо повесить на животных метки, а семена покрасить люминесцентной краской, что позволит отследить их судьбы в панамских туманных лесах. Неплохо бы также найти и обследовать олинговняшки на предмет семян замии.

Возможно также, что олинго случайно оставляют семена в щелях деревьев – складывают про запас и забывают забрать, а те и прорастают. Неизвестно, устраивают ли олинго тайнички, но это было бы довольно логичным поведением. Неслучайно они «хомячат» семена за щеки и спешат скорее улизнуть – вероятно, опасаются прихода своих более крупных родичей кинкажу, которые обычно гоняют олинго с деревьев и отжимают у них пищу. Гипотеза тайничков поэтому заслуживает большего внимания, чем гипотеза какашек, особенно если учесть, где в итоге какашки оказываются. «Я сидел под ними [под олинго], когда они делали это [какали], – проклинает гравитацию Роланд Кэйс. – Оно [..о..но] упало мне на голову».


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Ecology & Evolution (Monteza-Moreno et al., 2022)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Секвойи-призраки оказались не такими уж и паразитами
В семени растения найден аналог размышляющего мозга
Платицериум оленерогий – эусоциальный папоротник?

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение