Вынуть заспиртованный трупик из банки, нацепить на растение в немецком саду и сфотографировать, будто живого опылителя… как это по-германски! Ну не ехать же в Непал искать свежих лулиланов, которые, может, уже вымерли там за три десятка лет.
Этого великолепного даже в долгомертвом состоянии самца профессор Йохен Мартенс обнаружил в 1988 году на кусте у опушки дубовой рощи на востоке Непала, привез в Германию и упокоил в спирту в Майнцском университете, как и других насекомых из своих непальских экспедиций, без всякого намека на идентификацию. Недавно на необычных скорпионниц наткнулся профессор Райнер Вильманн из Гёттингенского университета, специалист по этим родственникам двукрылых, а помимо того, автор новой биографии одного знаменитого немецкого естествоиспытателя («Эрнст Геккель: зоолог, художник, философ и вольнодумец», 2023) и не очень новой, но явно пикантной книжки о не менее знаменитых английских натуралистах («Дарвин, Гексли и женщины», 2009). Наткнулся, вынул, нацепил, сфотографировал.
Очень порадовал ученого этот самец: крупный такой, сантиметра три длиной, с чрезвычайно вытянутым брюшком, на конце которого находятся мощные «клещи» для удержания самки во время спаривания. Как именно лулилан орудует ими, доподлинно неизвестно, потому что энтомологам прежде не попадались скорпионницы с таким длинным «хвостом» и такой большущей «гениталией». Ни одной самки этого насекомого не было поймано, и процесса спаривания никто не наблюдал.
Lulilan obscurus («потаенный») – так Вильманн нарек сей голотип нового вида и нового рода скорпионниц. Что означает родовое имя Lulilan – об этом автор описания умалчивает, указывая на то лишь, что это имя уменьшительное. Возможно, немец даже подразумевал умляут (ü), в латыни не прописываемый, – тогда букахера вообще звать Люлилан. Ай люли, Люлилан! И он в своем роде не одинок: в той же коллекции 1988 года обнаружился еще один самец, даже чуть покрупнее и с брюшком подлиннее – он получил имя L. spinifer («шипоносец»; на втором членике брюшка у обоих видов имеется шиповидная шпора неясного назначения).
Более того, Вильманн нашел им родственника среди уже известных скорпионниц – L. furcatus («вильчатый»; на шестом членике брюшка у всех лулиланов имеется раздвоенный вырост неясного назначения), этот вид был описан ровно двести лет назад и отнесен к роду Panorpa, а в последние полвека его включали в род Neopanorpa. Все это непальские эндемики, и не исключено, что в Непале и сопредельных регионах обитают и другие виды лулиланов, говорит профессор. Некоторые пойманные самки могут относиться к роду Lulilan, но у самок нет типичных характеристик, описанных для самцов этого рода, поэтому их классификация пока что затруднительна.
Любопытно, что весьма длинные брюшки также встречаются у скорпионниц Leptopanorpa, живущих в Индонезии на островах Суматра, Ява и Бали, но они лулиланам не родственники, так что это все результат конвергентной эволюции. Наверняка еще где-то в горах Армении можно отыскать членов семейства Люлилян, но они, скорее всего, вообще не насекомые.
Текст: Виктор Ковылян. Научная статья: Contributions to Entomology (Willmann, 2022)
Вас также могут заинтересовать статьи:
На попке наездника растет муравьиный бюст
Энтомологи назвали короеда в честь сына и оторвали ему голову
Был ли Чарлз Дарвин безнадежным тупицей?
Комментарии: