Полтора года назад вирусолог Сима Лакдавала из Университета Эмори открыла в Питтсбурге (США) детский садик своей мечты – с кучей игрушек, головоломок, плюшевых батрасек – и приняла в нем первых малышей, весьма пушистых и хищных. Это были детеныши фреток, или домашних хорьков, – всего пять юнцов, одного из которых предварительно инфицировали гриппом. На протяжении нескольких месяцев Лакдавала с коллегами отслеживала передачу вируса от хоренка к хоренку, пока те резвились и боролись в манежике, записывая их перемещения, отмечая контактные поверхности и касания друг дружки. Все это поможет понять относительную важность потенциальных путей заражения применительно не только к хорькам, но и к людям, и первые результаты уже готовятся к публикации.
Хорьки давно являются «золотым стандартом» в изучении гриппа, уверяет инженер-вирусолог Николь Роки из Университета Дьюка, вместе с Лакдавалой возглавившая исследование. Их дыхательные пути очень похожи на человеческие, они даже кашляют и чихают похоже: «кхи-кхи», «аптьхи». Большинство экспериментов с хорьками, правда, проводятся в небольших клетках с дырявыми перегородками, через которые зверьки обмениваются друг с другом воздухом на протяжении дней или недель. Но в естественных условиях заражение происходит совсем не так. «Мы не взаимодействуем между собой 48 часов кряду через перфорированную стену», – рубит правду-матку Роки.
Манежик с игрушками, пробозаборниками и видеокамерами, конечно, тоже не совсем естественная среда для хорьков, однако соответствует их природному озорству и социальности – качествам, которые делают фреток отличной моделью не просто передачи гриппа, а распространения его среди детей, играющих основную роль в возникновении инфекционных вспышек. В детсадиках хорьки тискают плюшевых змей, карабкаются по игровым конструкциям, гоняются друг за дружкой, игриво кусаются, трутся носопырками, дрыхнут гурьбой, сопя одним и тем же воздухом, – все это потенциальные пути передачи вируса.
Некоторые полученные результаты уже «слегка поменяли мои представления о трансмиссии», признается Лакдавала. В раннем эксперименте с четырьмя здоровыми хорятами и одним гриппозным заразу подхватил один детеныш – тот, кто меньше остальных контактировал с больным. Это стало сюрпризом для ученых и казалось контринтуитивным, пока видеосъемка не выявила, что зараженный во всем копировал заразного: терся о те же поверхности, жевал те же игрушки, катал те же мячики, какал те же какашечки. Вероятно, фомиты (контаминированные объекты) играют в передаче вирусов роль куда большую, чем от них ожидаешь.
Проветривание же, наоборот, переоценено. Когда исследователи включили вентиляцию в надежде выветрить вирусные частицы из комнаты, пропорция подхвативших грипп хорят оказалась в итоге такой же, как и в эксперименте без проветривания. Что ж, это не так уж удивляет, если не забывать о том, как часто жмутся юные фретки (да и человеческие детки) друг к другу и ко всяческим предметам. Всякий раз, как они проносились по комнате, ученые обнаруживали частицы вирусов на игрушках, кормилке и стенках манежика. И не важно, что помещение проветривалось чаще, чем раз в три минуты. Впрочем, вентиляция не была совсем уж бесполезной: частые проветривания, похоже, все-таки снижали концентрацию гриппозного материала в воздухе, и заразившиеся хорята медленнее начинали выделять вирусные частицы – видимо, получив небольшую исходную порцию заразы, полагает Лакдавала.
Все это может быть справедливо и для человеческих детсадиков, но вовсе необязательно для иных учреждений. Так, в офисах, больницах, даже в школах люди обычно не столь тактильны в отношении друг друга и больше думают о гигиене. К тому же взрослые организмы устроены несколько иначе по сравнению с детскими: их дыхательные пути более развиты, и чем старше и крупнее человек, тем заразнее извергаемые им аэрозоли (по крайней мере при ковиде). Для взрослых проветривание может быть более эффективно.
Научная группа Лакдавалы и Рики все еще размышляет над тем, как ослабить распространение инфекции среди подопытных хорят (а в перспективе и человеческих «лягушат»): можно поставить очистители и увлажнители воздуха, оградить зверят от кучкования на части манежика, использовать медные поверхности (на меди вирус гриппа инактивируется за несколько минут, как выяснилось недавно). С мытьем лапок и масочками ученые решили не заморачиваться, хотя это были бы чрезвычайно милые эксперименты.
Да, фретки – всего лишь модель. При всем сходстве их дыхалки с нашей, выброс вирусов при кашле и чихании может происходить иначе в силу иного устройства рта и носа. К тому же не изучено распространение вирусов среди хорьков с иммунитетом к гриппу – у некоторых детей в садиках он бывает. Кроме того, зверушки чаще кусаются и какают где пожелают – в отличие от приученных (как правило) к горшку дошколят. И все же Симу Лакдавалу умиляет, насколько хорята игривы и энергичны, прямо как человеческие детишки. Обнаружив, что робот, собирающий пробы воздуха, еще и двигается, некоторые из них стали на нем кататься. Когда Лакдавала рассказывает об этом на конференциях и показывает видео, то часто получает реакцию от родителей: «О да, мои детки тоже так делают!»
Текст: Виктор Ковылин. По материалам: The Atlantic.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Барсук теленка украл, в землю закопал, надпись написал
Щипцы и дети: об орудийной деятельности детенышей людей
Добро пожаловать в пандемицен
Комментарии: