Противоядие с ядом растут друг с другом рядом

Предположим, вы случайно выпали из попастого дирижабля и упали прямо в джунгли Центральной Америки или юга Мексики. В попытке выбраться вы продираетесь через заросли деревьев и лиан, часто столь густые, что спасает только мачете, которое выпало из ручной клади следом за вами. Растения не просто затрудняют вам проход, некоторые из них еще и жалят вас своими ядами, вызывая волдыри и сыпь. Среди них – чечем, или черное ядовитое дерево (Metopium brownei), чья серо-бурая кора содержит высокие дозы маслянистого токсина урушиола, который вытекает оттуда вместе с черным соком.

Попадая в кожу, урушиол запускает паническую иммунную реакцию: одни лимфоциты зовут на помощь другие, а те только нагнетают, призывая первых созывать еще больше клеточной подмоги, – так возникает аллергическая сыпь. Обычно контактный дерматит, вызванный урушиолом, можно унять, прочистив кожу каламиновым лосьоном, хотя он не столько лечит, сколько не дает сыпи распространиться и делает ее не столь болезненно красной. На беду, при посадке на дирижабль все жидкости у вас изъяли или заставили выпить, в том числе спасительный лосьон. Так что, покусанный чечемом, вы медленно превращаетесь в живой волдырь.

Чем же, чем угомонить чечем? К счастью, прямо рядом с ним растет еще одно дерево – чака, или гамбо-лимбо, или мексиканская лаванда (Bursera simaruba). Местные жители делают из его лохмато-коричневой коры багровый отвар, который используют для лечения ожогов от чечема. В коре, а также листьях содержится ряд биоактивных компонентов, которые в правильной комбинации производят мощный антиоксидантный эффект. Антиоксиданты разрывают порочный круг клеточно-химических реакций под вашей кожей, воспаление и зуд смягчаются, аллергия утихает. Пузырчатое месиво снова становится вами.

То, что чечем и чака часто произрастают рядом, само по себе удивительно, но неслучайно. Индейцы майя, которых вы вскоре встречаете в лесу, рассказывают вам легенду о двух братьях, молодых принцах, один из которых был злобным, другой – добрым. Оба были влюблены в одну и ту же прекрасную девушку и сразились за нее в кровавом поединке, в конце умерев друг у друга на руках, а боги превратили их в чечем и чаку – два дерева с одним цветком. Чем-то их цветки и правда похожи, да и относятся оба растения к одному порядку Sapindales, хоть и к разным семействам. Более важно то, что их плоды едят одни и те же птицы, и семена обоих оказываются в одном помете, потому и прорастают близко друг к другу – там, где птичка испражнилась.


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: Atlas Obscura
Фото: Laura Winfree, Leonora Enking

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Mirza zaza

Вас также могут заинтересовать статьи:
Лемуры в манграх
Для лишайника третий не лишний
Инженеры тундры: песцы выращивают у нор сады

Комментарии:

Обсуждение закрыто.