Морскую звезду выворачивает от этой вашей любви

Точнее, от аналога окситоцина («гормона любви»), который несколько лет назад был открыт у морских звезд и получил название «астеротоцин». Ученые впрыснули его в красного астериаса (Asterias rubens) – и через несколько минут тот стал сгибать руки и постепенно принял позу горбуна, после чего изо рта звезды начал вылезать желудок.

Морская звезда Asterias rubens до и после введения астеротоцина.

Вообще-то примерно так морские звезды питаются. Хищник залезает на какого-нибудь двустворчатого моллюска, выгибается, чтобы присосаться к раковине амбулакральными ножками, расположенными на нижней стороне рук, и приоткрывает ее створки. Затем он запускает в щель свой голодный желудок, который переваривает моллюска прямо в его домике и забирает образовавшийся супчик обратно в рот звезды.

Согнутые руки A. rubens после введения астеротоцина (слева) и естественная поза во время питания (справа).

Получается, окситоциноподобные молекулы у морских звезд провоцируют не любовную страсть, а пищевое поведение (даже в отсутствие пищи). А вот у мышей и людей окситоцин, наоборот, его подавляет, снижая аппетит. Кроме того, в отличие от нейропептидов типа вазопрессина и окситоцина у позвоночных, астеротоцин оказался мощным расслабителем мышц: под его влиянием перевернутые звезды в два-три раза медленнее, чем обычно, возвращались в исходное положение. По всей видимости, за полмиллиарда лет, разделяющих иглокожих и хордовых, родственные гормоны специализировались в направлении очень разных потребностей.

«Наша работа предоставила новые свидетельства того, что окситоциноподобные молекулы – это важные и древние регуляторы питания у животных, – говорит Морис Эльфик, профессор Лондонского университета королевы Марии (Великобритания), ведущий автор исследования. – Так что окситоцин – больше чем гормон любви, особенно для животных вроде морских звезд, которые не влюбляются!»

Красный астериас любит мидий. Фото: Dorling Kindersley.

В ближайших планах ученых – исследовать на молекулярном уровне, как астеротоцин активирует рецепторы у морских звезд, чтобы придумать, как блокировать его действие. Подобные манипуляции помогут контролировать пищевое поведение некоторых особо прожорливых звезд – таких как терновый венец (Acanthaster planci), уничтожающий кораллы Большого Барьерного рифа. Правда, нужно еще узнать, оказывает ли пептид на тернового такое же воздействие, как на астериаса. Эльфик уже заготовил шприц и приготовился узреть вылезающий желудок венца.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: BMC Biology (Odekunle et al., 2019)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент и поставить активную ссылку на эту статью – мы будем только рады. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
В колониях эктоплевры обнаружены сытые и довольные приемыши
Колановая кислота, продлевающая жизнь
Лептастериас посеял сомнения в ключевой роли писястера

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение