В неспокойной Атлантике к югу от Исландии в 2015 году научная группа Филипы Самарры подслушивала косаток: они щелкали, пищали, верещали – как вдруг, заслышав чужеродный свист, внезапно замолчали. Свист стал усиливаться, и вскоре в поле зрения возникли гринды (черные дельфины) – тогда косатки нервно развернулись и спешно ретировались в неизвестном направлении.
«Это весьма необычно, ведь косатки – верховные хищники, и очень странно, что они чего-то боятся», – недоумевает аспирантка Анна Зельбман из Исландского университета. Самарра, ее научный руководитель, наблюдала такое поведение порядка двух десятков раз с тех пор. В большинстве случаев косатки старались избежать встречи с гриндами, а иногда гринды бросались в погоню за косатками – чем это было обусловлено, неясно.
Два возможных объяснения: конкуренция за добычу и моббинг (групповая атака на хищника в целях самозащиты). Но Зельбман оба не кажутся убедительными. Исландские косатки в основном едят селедку, а местные гринды, как считается, предпочитают головоногую дичь – едва ли у двух видов есть повод для конкуренции. Да и обороняться от косаток гриндам нет причины – те им не угрожают. В других точках планеты косатки кормятся небольшими китообразными – белухами, нарвалами, малыми полосатиками, – а иногда гоняются за более крупными усатыми китами. Однако на гринд они не нападают (по крайней мере, никто не видел). Впрочем, гринды могут быть не в курсе и на всякий случай рассматривают косаток как потенциальную угрозу, что выливается в моббинг, объясняет Зельбман.
Но почему косатки, которых мелкие киты обычно избегают, сами сбегают от гринд, не дав даже намека на отпор? Может, предпочитают не связываться с толпой черных ребят? Все это странно, но в природе много странного. Известны случаи, когда жертвы все-таки оказывают сопротивление китам-убийцам, а иногда на выручку приплывают горбатые киты и начинают гонять косаток, шпынять их плавниками и избивать хвостом в порыве межвидового альтруизма.
Чтобы разобраться в малоизученных взаимодействиях косаток и гринд, Самарра и Зельбман минувшим летом провели эксперимент, в котором пужали четырех косаток свистами гринд. Некоторые из них хоть и не сразу, но сдрыснули. В обратном эксперименте ученые проигрывали звуки косаток у берегов Норвегии, и в скором времени их одинокую лодку окружили гринды. «Похоже, что-то в этой экосистеме поменялось…» – пролепетала Самарра. Но слова ее в зловещем свисте утонули навсегда.
Текст: Виктор Ковылин. По материалам: Hakai Magazine
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими друзьями и подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.
Вас также могут заинтересовать статьи:
Темная сторона дельфина
Кого боятся Челюсти, чтоб не лишиться печени
Лесные хомячки осмелели, пока хищники пужались поэзии
Комментарии: