Железная хватка амплексуса: арлекин не отпускает свою жабу месяцами

Арлекину (ателопу) нужно быть первее всех. Арлекина как мужчину лишь тогда и ждет успех. Для самца жабы-арлекина Atelopus laetissimus спаривание – это проверка на терпение. Большую часть жизни он проводит возле ручейков горного массива Сьерра-Невада-де-Санта-Марта на севере Колумбии, лелея надежду встретить самку. Шансы, как ни странно, не велики: жабоженщины спускаются с деревьев лишь на несколько дней в начале сезона дождей. Первая свободная самка, которую заприметит арлекин, может оказаться единственной самкой, встреченной за весь год. И он хватает эту возможность за грудь, напрыгнув сверху и пропустив лапки под мышки, прижамшись пузиком к спине. Так и удерживает жабу, пока она не отложит яйца, которые он сможет осеменить, – а ждать этого приходится до четырех с половиной месяцев!

Все это время самцы не питаются и могут потерять до 30% веса – у иных аж позвоночник проступает сквозь живот (ребер с диафрагмой у бесхвостых амфибий нет). Порой оголодавшие самцы отваливаются замертво, так и не дождавшись от самок желанной икры. Таков амплексус, бессмысленный и беспощадный.

Трахушки-батрахушки! Все семь известных поз амплексуса (это лягушачий аналог Камасутры). Последнюю из них, спинную посадку (dorsal straddle), описали в 2016 году у индийских лягушек Nyctibatrachus humayuni.

Амплексус («объятие» по-латыни) – это форма псевдокопуляции у квакушек, во время которой самец обхватывает самку передними лапками за грудь, или за бедра, или за челюсть, или за неимением достаточно длинных лапок на картошечкообразном теле приклеивается к задку избранницы. Все это позволяет партнерам оставаться друг при друге, пока самка ищет подходящее местечко для икрометания. Обычно амплексус длится часок-другой, иногда одну ночь, изредка несколько минут. Однако у арлекинов счет идет на недели и месяцы! У вида A. laetissimus, согласно свежим расчетам, он может продолжаться до 138 дней (предыдущий рекорд принадлежал A. carbonerensis – 125 дней).

Столь экстремальная длительность может быть обусловлена редкостью встреч, и не только по причине раздельного проживания самцов и самок, но и из-за того, что самцов A. laetissimus примерно втрое больше самок. При таких обстоятельствах имеет смысл хватать первую встречную, даже если она далека от готовности разродиться икрой, а не ждать второй, которая вообще может даже не встретиться. Забронировать, так сказать.

«Третий лиший» самец Atelopus laetissimus пытается разлучить самца и самку в амплексусе.

К тому же эта «бронь» крепка – не всякий конкурент ее способен «отменить». Свободные самцы, встречая такие парочки, битыми часами или даже целыми днями пытаются отделить самца от самочки, дергая его за передние лапки или стараясь как-то втиснуться меж ним и ней. Но получается далеко не всегда. В лабораторных экспериментах разлучники сумели разделить жаб лишь в 15% случаев. Даже мелким кавалерам, как правило, удавалось удержаться на оседланных дамах. Для таких жабдохликов заблаговременный амплексус тем более оправдан – это их единственный шанс выдержать конкуренцию с жабугаями.

Вообще у арлекинов, даже относительно миниатюрных, на удивление крепкий хват. Ученые приносили найденные возле ручьев жабьи парочки в лабораторию, надевали на самцов жилетики из клейкой ленты и с помощью специального приспособления медленно и аккуратно стягивали их с самок. Чтобы оторвать самца, понадобилась сила, эквивалентная массе, которая в 50 раз больше средней массы самцов арлекинов (это как если бы вы взобрались жене на закорки и вас попытался отодрать случайно проходивший мимо слон). И после этого они как ни в чем не бывало забирались на своих самок обратно.

Вот как-то так самцов стягивали с самок.

Любители жабок не понаслышке знают, насколько крепко самцы могут обнять палец в попытке амплексуса – порой аж больненько. Интересно, а каково при этом самкам, которые вынуждены около трети года носить на себе эти квакучие рюкзачки со сперматозоидами? Исследователи пока не уверены, но предполагают, что самкам тоже есть в этом определенный прок. Хороших мест для икрометания не так уж и много, и, когда самка находит идеальный фэншуй, неплохо бы иметь при себе готового к осеменению самца. Амплексированная самка, бывает, сама активно отбрыкивается от свободного самца, норовящего сместить с нее ухажера. Так что, возможно, жабы не против, когда их немножко душат.


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Animal Behaviour (Rueda-Solano et al., 2022)

Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если вам понравилось его читать и вы хотите поделиться информацией с друзьями и подписчиками, можно использовать фрагмент с активной ссылкой на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.

Вас также могут заинтересовать статьи:
Глисты-манипуляторы велят жабам испражняться обильно и влажно
Квакающая дюжина 2021 года
О сексуальных взаимодействиях между японскими макаками и оленями

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение