Если нечто выглядит как крот, роет как крот и пукает как крот, то вовсе необязательно это крот – это может быть и цокор. Цокоры вообще не родственники кротов и землероек из отряда насекомоядных, они – грызуны, родственники слепышей, бамбуковых и кротовых крыс, с которыми входят в семейство слепышовых инфраотряда мышеобразных. Все эти товарищи, как и кроты, любят копаться в земле, обладают вальковатым телосложением, что бы это ни значило, невыраженной шеей и малоразвитыми глазенками. Только если слепыши и бамбукрысы с кротокрысами землицу ковыряют резцами, то цокоры орудуют когтистыми лапками, в точности как кроты.
Однако в отличие от хищных кротов, лакомящихся червями и насекомыми, цокоры придерживаются вегетарианского рациона: питаются подземными частями растений, а корневища и клубни запасают на зиму в верхних ярусах своих сложносочиненных нор (в нижних – живут). Как-то раз любители животных запихнули в нору цокора полевку, и он ее не съел и не запас, даже не притронулся – выставил лапку, словно Дрейк, поморщился и фыркнул. Цокоры вообще тихие и миролюбивые создания, могут даже покушать морковку с руки. Но если попытаться цокора схватить, то он начнет визжать и может покусать и поцарапать приставалу.
Обитают цокоры в Восточной Азии: род Myospalax распространен в России – на юге Западной Сибири, Дальнего Востока и в Забайкалье, встречается в Монголии и Казахстане, на севере и северо-востоке Китая, в то время как род Eospalax эндемичен для севера и северо-запада Китая. Как отмечают зоологи, миоспалаксы отличаются от эоспалаксов плоским затылком, а эоспалаксы от миоспалаксов – затылком выпуклым. Есть и другие отличительные признаки помимо затылка, конечно, но в целом систематика цокоров непроста: иногда два этих рода считают подродами рода Myospalax, однако филогенетический подход их друг от друга отделяет, причем сколько видов в них – неочевидно.
В анализах последних лет китайский род Eospalax разделен на шесть видов, плюс один новый – Eospalax muliensis, описанный в этом году. Его популяция обнаружена в так называемых Сычуаньских Альпах – Сино-Тибетских горах Мули-Тибетского автономного уезда провинции Сычуань. Там эти вальковатые создания распахивают альпийские луга на высоте 3700 метров – это один из самых высокогорных цокоров наряду с E. baileyi. И самый южный. Помимо того что он проживает в отдалении от остальных эоспалаксов, его эволюционная линия раньше всех обособилась в плиоцене (около 4,2 млн лет назад), и ученые предполагают, что именно там, в Сычуаньских Альпах, и возник когда-то род Eospalax. То есть E. muliensis представляет собой форму, близкую к общему предку китайских цокоров.
Посмотрим же на эту форму. Надо признать, она довольно вальковатая. Цокор мелкий, до 17,5 см длиной, хотя попалась одна престарелая особь подлиннее 20 см. При этом у него относительно длинный хвост, до 7 см, что для цокоров, как и для людей, является архаичным признаком. Вместо носопырки – трехчастная нашлепка, не слишком-то довольная на вид: видать, не нравится пушистику, что нашли его и раскопали. Передние лапки мощные, средний коготь самый длинный и крепкий – показывать зоологам при встрече факи.
Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Zoological Research (Zhang et al., 2022)
Вас также могут заинтересовать статьи:
Мужеподобные кротыни разрыли генетический секрет своей интерсексуальности
Бисвамойоптерусы – летяги крупные, редкие, неуловимые
Как курносые мартышки адаптируются к горной жизни
Комментарии: