Кенийская вулканожаба и скрытая эволюция восточноафриканских бесхвостых амфибий

Стратовулкан Кения – самая высокая гора одноименной страны в Восточной Африке (5199 м) и вторая по высоте на всем Африканском континенте после танзанийского коллеги Килиманджаро (5895 м). Именно там, на восточном склоне горы Кении, в так называемом «афроумеренном» лесном поясе, на высоте 2396 метров над уровнем моря, в сентябре 2015 года в ловушку угодила необычная жабка лягушковидной наружности. Хоть она еще цеплялась за жизнь, состояние ее было весьма-таки плачевным, так что милосердные батрахологи усыпили ее, заспиртовали и отправили в Национальный музей Кении в Найроби для дальнейшего изучения.

Самец Kenyaphrynoides vulcani дохлый.

«Мы диву дались, увидев это животное, не похожее ни на что из того, что мы видели раньше, но чем-то напоминавшее Churamiti maridadi, лесную древесную жабу из дождевых лесов в горах Укагуру в Танзании», – делятся первыми впечатлениями музейные кураторы Патрик Малонза и Домник Васонга. (Churamiti maridadi – «жаба древесная красивая» в переводе с суахили, вид на грани исчезновения – всего несколько особей встречено за двадцать лет его научного признания.) Сравнение с экземплярами из богатейшей коллекции лондонского Музея естествознания, включая морфологический и генетический анализы, показало, что это не просто новый вид амфибий, а еще и новый род. В итоге жабку описали под именем Kenyaphrynoides vulcani – «кенияжабоид вулканный».

Жабка Kenyaphrynoides vulcani как живая.

Только один самец и имеется в распоряжении ученых, других особей не нашлось, поэтому мало что известно о биологии и экологии этого таинственного вида. Расширенные кончики пальцев намекают на то, что при жизни он неплохо лазал по деревьям. Шиповидные брачные мозоли на больших пальцах помогают амплексировать самку, которая затем, возможно, вынашивает икру в яйцеводах и разрождается не головастиками, а уже готовыми жабятками, как это делают представительницы близкого рода Nectophrynoides из Танзании и более дальняя родственница Nimbaphrynoides из Западной Африки (их всех называют живородящими жабами). А может, яйцеживорождение и не свойственно жабкам Kenyaphrynoides: так, их ближайшие родственницы Churamiti предположительно мечут икру в открытые водоемы, судя по характеристикам икринок.

Филогения жабы Kenyaphrynoides и ее родственников.

Еще более загадочна эволюционная история вулканожабы. Филогенетический анализ указывает на ее древнее происхождение в эпоху миоцена, примерно 20 млн лет назад. В то же время считается, что большинство кенийских амфибий возникли лишь в плейстоцене, когда снизилась вулканическая активность Восточно-Африканского рифта. По сравнению с Эфиопией на севере и Танзанией на юге Кения геологически молода – сама гора Кения появилась лишь 3 млн лет назад! Неужели стратовулкан разверзся прямо под предками Kenyaphrynoides и те барахтались-батрахались в лаве, пока не сбили ее в базальт – так и выжили? Возможно, миллионы лет назад их ареал охватывал куда более значительную территорию, но сокращение тропических лесов вследствие аридизации континента постепенно «выдавливало» их в сторону Кении, и теперь там осталась лишь реликтовая популяция, заселившая гору уже в плейстоцене.

Где живут Kenyaphrynoides и родственные жабки.

Своим внезапным появлением Kenyaphrynoides vulcani частично заполняет так называемый «кенийский интервал» – разрыв в биоразнообразии амфибий, коих очень много в Эфиопии и Танзании, а в Кении, напротив, мало, опять же в силу геологической молодости и повышенной тектонической активности. Это свежая нить, сшивающая лоскуты «афроумеренных» лесов Восточной Африки в непрерывную горную экосистему с единой биогеографической историей. В их ткани все еще заметна кенийская брешь, но вполне вероятно, что многие лягушки и жабы не найдены там из-за недостаточной исследованности региона.

Та самая гора Кения, что в 150 км к северо-северо-востоку от Найроби, столицы Кении. Фото: Untamed Traveling.

«Мы не знаем всего об основных группах амфибий и, возможно, понимаем лишь малую толику их истинного разнообразия, – признает постдок Кристоф Лидтке с биостанции Доньяна (Испания), ведущий автор исследования. – Хотя новый род не меняет как такового нашего видения кенийского интервала, он дает понять, что реальность намного сложнее, чем представлялось. Нельзя на основе одной геологии полагать, что иных линий амфибий не существует: в Восточной Африке наверняка можно отыскать больше лесных жаб». Возможно, прямо сейчас, друзья, где-то в сомалийских чащах своего открытия ожидает «сомалижаба пиратская»… и тысяча червяг!


Текст: Виктор Ковылин. Научная статья: Zoological Journal of the Linnean Society (Liedtke et al., 2023)

Вас также могут заинтересовать статьи:
Короткоголовые жабки столь малы, что не умеют толком приземляться
Железная хватка амплексуса: арлекин не отпускает свою жабу месяцами
Вулканы безжалостно убивают рыб различными способами

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение