Загадочный фаллос из Дилдоланды и сексуальные проблемы археологии

Построенный примерно в 85 году древнеримский военный лагерь Виндоланда на севере Англии, в полутора километрах южнее вала Адриана (возведен позднее, в 120-х), почти триста лет служил форпостом против дремучих пиктов, совершавших набеги на северную окраину могучей империи. Поначалу с деревянных укреплений, позднее с каменных стен и башен разнузданные римляне наверняка дразнили «бриташек» (brittunculi, как они их называли), показывая им дерзкие пальцефаки, болтая оголенными членопенисами и угрожая боевыми фаллоимитаторами, которыми можно было больно запустить по лбу противника. Это, конечно, фантазия, но основана она на вполне реальной археологической находке, позволяющей теперь с полным основанием переименовать Виндоланду в Дилдоланду.

Предположительное дилдо из Виндоланды, необыкновенное изделие из обыкновенного ясеня (Fraxinus excelsior), вторая половина II века. Фото: Vindolanda Trust.

Благодаря влажной глинистой почве сродни новгородской, сохранившей берестяные грамоты, в Виндоланде законсервировались тысячи деревянных, кожаных и тканых объектов, которые иначе попросту истлели бы. Археологи нашли там деревянные таблички, куски колес, остатки мебели, фрагменты одежды, боксерские перчатки, многочисленную обувь из кожи, женский парик из мха (кукушкин лен) и даже туалетное сиденье. Археолог Роб Сэндс, доцент Университетского колледжа Дублина (Ирландия), перебирал все это хозяйство перед выставкой, когда наткнулся на найденный в 1992 году 16-сантиметровый «инструмент для штопки», как гласил ярлычок, хотя похож он больше был на деревянный пенис. Сходство подтвердил и Роб Коллинз, специалист по фаллической резьбе по камню из Ньюкаслского университета (Великобритания): он заметил на объекте нетипичные для штопки потертости и характерный для кое-чего иного «деловой конец».

Оба Роба стали авторами научной статьи, в которой находка переинтерпретируется в качестве вставного оберега, магического пестика или «бестелесного фаллоса» для самоублаженья. Ни одна из гипотез не отрицает фалличности объекта. Для древних греков и римлян было в порядке вещей устанавливать у дверных проемов гермы – четырехгранные колонны с головой или бюстом, а иногда и с пенисом, порой вставляемым в специальный паз, чтобы входящие могли потискать оный для защиты от всех зол либо на удачу. Впрочем, судя по характеру потертостей, не похоже, что фаллос вставлялся в углубление в стене или герме. Он мог быть вставной частью скульптуры Приапа (крупночленного бога садов и полей у римлян) или Сильвана (божества лесных деревьев, особо почитаемого в Виндоланде), но таких скульптур там не было найдено. Что касается пестиков, то в древности их нередко вырезали в форме пениса, будь то для толчения зелий, якобы повышающих мужскую потенцию, или пищи из садов, плодородие которых волшебным образом повышалось через растирание фаллическим инструментом.

Интерпретация фаллоса из Виндоланды как секс-игрушки «более сложна и, возможно, неудобна для современной публики», отмечают авторы. И все же повышенная гладкость головки и прилегающей к ней части ствола может свидетельствовать именно об использовании его в качестве фаллоимитатора. По крайней мере схожая истертость присутствует на мраморном китайском дабл-дилдо времен династии Суй (581–618 гг.), хотя больше всего она напомнила Коллинзу дилдосик из слоновой кости, найденный возле французского женского монастыря в XVII веке. Если виндоландский фаллос и правда был дилдом, то это первый древнеримский объект данного назначения. Античные фаллоимитаторы – невероятная редкость, однако в искусстве и текстах того времени можно найти недвусмысленные упоминания о таких объектах. Например, в одной пьесе древнегреческого поэта Герода (III век до н. э.) две подружки обсуждают искусственный писюн из алой кожи и доставляемое им удовольствие. То есть дилдо в Древнем мире были. Почему же их практически не находят?

Вообще в Виндоланде обнаружено немало фаллосов, но в основном вырезанных на камне. Вот этот был найден в прошлом году в сопровождении надписи «Секундин – засранец», III век. Фото: Vindolanda Trust.

С одной стороны, очевидна проблема сохранности: большинство секс-игрушек делались из кожи или дерева, которые быстро истлевают в земле, за исключением отдельных случаев с особенными почвами. С другой стороны, даже если фаллические предметы и сохраняются до наших дней, их обычно не рассматривают с сексуальной точки зрения. Не все, что похоже на пенис, используется как пенис. Без сопутствующей фрески или стиха с намеками на сексуальное применение того или иного объекта сложно однозначно судить о его предназначении. Так, в Институте имени Кинси по изучению секса, гендера и репродукции при Индианском университете в Блумингтоне (США) хранится 13-сантиметровый терракотовый фаллос из Египта – слишком крупный для амулета, слишком мелкий для предмета искусства, слишком унылый для декоративного элемента, но, возможно, служивший частью большой скульптуры и предназначенный для отвода нечисти или даже для нескольких целей… либо только для одной, сексуально-игровой, полагает куратор Ребекка Фасман.

По мнению Робов Коллинза и Сэндса, тот факт, что секс-игрушки почти не встречаются в археологической летописи, больше говорит о том, как древние люди сегодня изучаются, нежели о том, как они себя действительно вели. До конца XX века большинство археологов в принципе стеснялись допускать возможность того, что тот или иной артефакт может быть орудием для секса. «Лишь определенные интерпретации считались приемлемыми для широкой публики», – отмечает Коллинз. Если бы ему довелось быть археологом пятьдесят лет назад и найти в Виндоланде фаллос, он бы, скорее всего, и знать не знал о концепции дилдо и едва ли бы интерпретировал находку соответствующим образом, признается ученый. Все это, несомненно, накладывало определенные ограничения на понимание античного мира и сексуального удовольствия как фундаментальной части человеческой истории.

В 1930-х английский поэт и латинист Альфред Эдвард Хаусман пытался опубликовать свое исследование древнеримской гомосексуальности, но получил от ворот поворот из-за противности и непристойности, приводит пример Келли Олсон, профессор антиковедения в Западном университете (Канада). В 1980-х, после сексуальной революции 1970-х, античная сексуальность получила шанс – это был период переосмысления, когда археологи могли интерпретировать исторические события и артефакты через призму секса и гендера, утверждает Марианна Моэн, специалист по викингам из Университета Осло (Норвегия). Феминизм третьей волны и квир-движение 1990-х подвигли мейнстримовых ученых больше задумываться о сексе, хихикает Олсон, однако энтузиазм по поводу секс-археологии быстро угас из-за негативной реакции на упомянутый активизм, кхекхекает Моэн.

Самая гладкая поверхность фаллоса из Виндоланда отмечена зеленоватостью. Если он использовался в качестве дилдо, то скорее для клиторальной стимуляции, нежели для пенетрации, считают специалисты. Иллюстрация: Rob Sands.

Даже сегодня общественность не слишком-то приемлет мысль о том, что фаллос из Виндоланды служил верным дилдом охочей до мастурбации древнеримлянке. В ответ на статью Робов появилось предположение, что это просто веретено с дерзким фаллическим дизайном. Коллинз даже получил несколько агрессивных имейлов, решительно отвергающих его с Сэндсом интерпретацию. Некоторые люди сомневаются, что в древнеримском форте был дефицит натуральных пенисов и возникала нужда в фаллоимитаторах. Археологи «всегда вынуждены быть осторожными, чтобы не проецировать современные ценности и ожидания на общества прошлого», вздыхает Коллинз. Если же он с коллегой прав, то виндоландский дилдофаллос наряду с другими переосмысленными артефактами, предметами искусства и текстами демонстрируют, насколько легко упустить из виду пенисы, упруго торчащие стоймя у вас под носом.

Резонно предположить, что в научных институтах и музеях по всему миру робко прячутся многие другие непризнанные дилдо. Например, в Национальном археологическом музее Неаполя (Италия) имеется обширная коллекция предметов эротического искусства, часть из которых при желании можно переинтерпретировать в более прикладном ключе. Многие были обнаружены в Помпеях в XVIII веке, когда археологи едва ли рискнули бы назвать их секс-игрушками. В начале XIX века сие искусство было признано неприличным и упрятано подальше с целомудренных глаз долой. Лишь на рубеже XX и XXI веков достопочтенной публике было дозволено увидеть их воочию и стыдливо ахнуть. «Если наше исследование побудит куратора смекнуть и заявить: “Оу, это напоминает мне кое-что у нас в коллекции…” – это была бы фантастика!» – улыбается Роб Коллинз, предвкушая грядущие дилдос-атаки.


Текст: Виктор Ковылин. По материалам: The Atlantic и др.
Научная статья: Antiquity (Collins & Sands, 2023)

Вас также могут заинтересовать статьи:
Без истерики! И без вибратора…
Об онанизме у макак и других приматов
Краткая история пьянства в Древнем Риме

Комментарии:

Высказать свое мудрое мнение